Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!


Диагноз,

но не приговор

В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью. Мы подобрали 8 действенных методов, как помочь сотрудникам.
В Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания описан как «возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться». Профессиональное выгорание — это психологическое истощение, которое появляется вследствие длительного стресса на работе. От депрессии отличается тем, что не требует медикаментозного лечения. Перегоревший сотрудник может быть душой компании вне рабочей обстановки, вести активный образ жизни, устраивать праздники для друзей, весело играть с детьми и ничем не напоминать депрессивную личность. Но как только приходит время работы, словно лампочка выключается внутри. Проблема становится все более актуальной. По данным Международного рекрутингового агентства Hays, за последние три года 79% опрошенных (в исследовании приняли участие 3600 сотрудников российских и международных предприятий) испытывали синдром профессионального выгорания или сталкивались с ним среди коллег и знакомых.

1
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ АТМОСФЕРЫ НА РАБОТЕ
В офисах существует поговорка «Человек приходит в компанию, а уходит от начальника». Создание здоровой, творческой, доброй атмосферы в коллективе — забота руководителя. Поддержка коллег, возможность неформального общения, обратная связь, своевременное и конструктивное разрешение конфликтов, признание заслуг коллег и благодарность — эффективная профилактика профессионального выгорания.
Американская брокерская компания Nationwide Brokerage Solutions в период кризиса провела для руководителей своих филиалов «тренинг счастья». Как показала практика, даже такие простые привычки, как выражение благодарности в электронных письмах, имели положительный эффект и стимулировали оптимизм, творчество и продуктивность. Участники тренингов научились владеть собственным счастьем и развили в себе привычку поддерживать это состояние. У тех, кто прошел тренинг, изменилось отношение к коллегам и возросло чувство личной ответственности. Вскоре руководители стали привлекать к «тренингам счастья» остальных сотрудников и переформатировали корпоративную культуру.
В Объединенных Арабских Эмиратах с 2016 года есть министр по счастью, который должен делать граждан счастливыми. На уровне компаний уже скоро могут появиться менеджеры по счастью, которые будут работать над созданием здоровой и дружественной рабочей среды. Ведь счастливые команды показывают более высокий результат и способны достигать бизнес-целей компании эффективнее.

2
ДИЗАЙН-АНТИСТРЕСС
Интерьер служебного помещения тоже может оказаться полезным средством от профессионального выгорания. По теории поддерживающего дизайна, разработанной профессором Техасского университета A&M Роджером С. Ульрихом, повысить чувство удовлетворенности человека можно путем косвенного воздействия с помощью предметов и стиля окружающего пространства.
«Интерьер может улучшить работоспособность сотрудников на 30%», — убежден руководитель операционного департамента и отдела обслуживания клиентов в ECommPay Артур Гоц. Офис его компании оборудован с учетом результатов HR-исследований в области формирования максимально комфортной среды: современный климат-контроль, правильное освещение, звукоизоляция, каждый сотрудник имеет возможность адаптировать свое рабочее место именно под себя.

Победитель конкурса Best Office Awards 2019 в номинации «Светодизайн» — Центр управления эффективности «Газпром нефть». На входе в офис установлена видеостена со светодиодными модулями. Потолочные датчики присутствия позволяют использовать различные сценарии вывода контента. Впечатляет «Звуковой душ» — активная акустическая система направленного звучания, через которую можно информировать сотрудников. Два многофункциональных пространства — учебный центр и мультимедийный зал — насыщены передовыми IT-системами и позволяют проводить обучение, совещания, презентации, сеансы видео-конференц-связи, брейнсторминги и вебинары с коллегами с удаленных площадок и даже погружаться в виртуальную реальность. Пространство настолько продумано до мелочей, что его не захочется покидать.

3
ПОВЫШЕНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ЧЕРЕЗ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ДУХ
Работа над вовлеченностью персонала — хорошая страховка от выгорания. Вовлеченные сотрудники инициативны, чувствуют интерес к работе и активно участвуют в жизни компании.
«РусВинил» для оживления обстановки внедрил программу идей и инноваций BrainBox. Суть проекта — мотивация и вовлечение работников в дея­тельность по повышению эффективности процессов, снижению затрат и рациональному использованию ресурсов компании. За 3,5 года от сотрудников поступило около 2 тыс. идей, больше половины были одобрены к реализации. Суммарный экономический эффект превзошел 200 млн руб.
«Одноклассники» создали мотивационный онлайн-продукт «Весенний Багатлон», в котором программисты соревновались в устранении багов, прокачивались и получали призовые баллы. В итоге всего за пять дней удалось исправить половину всех ошибок, а сотрудники играли даже по вечерам и в выходные. Число исправленных багов возросло на 30% по сравнению с тем, что удавалось раньше.

4
РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Во время учебы самооценка растет, мозг работает по-другому, процесс усвоения новой информации помогает отвлечься, у сотрудника появляются перспективы роста, открываются новые возможности. Про стресс и вспомнить некогда.
МТС сочетает разные форматы обучения: онлайн-курсы и конференции с привлечением внешних и внутренних экспертов, тренинги, управленческие поединки, марафоны бизнес-кейсов. Другой проект компании — «Академия лидерства». Ее участники в течение девяти месяцев работают над реальным бизнес-проектом не своего функционального направления для развития новых навыков.
ГК «ЛокоТех» реализует проект «Мастерская тренера: яркий старт», нацеленный на подготовку внутренних бизнес-тренеров из числа молодых работников. Выпускники проекта проводят welcome-тренинги для новичков на своих заводах и в депо, имеют возможность дальше развивать тренерские компетенции.
Юлия Забазарных,
партнер Kontakt InterSearch Russia
Когда топ-менеджер борется за эффективность и прибыльность бизнеса уже пятый год подряд, то вместо азарта и стремления к достижению цели часто начинает испытывать усталость, безразличие, желание что-то изменить в своей жизни и карье­ре. Кстати, наименее подвержены выгоранию те, кто занимает должность главного конструктора или директора по научным разработкам. Такие люди постоянно изобретают что-то новое, и им некогда выгорать, они активно работают до 70−80 лет.
Как бороться с профессиональным выгоранием сотрудников руководителю предприятия? Переводить на другие должности, давать сложные и интересные задачи, иногда помогает отпустить в длительный отпуск и, главное, не допускать той степени выгорания, когда поможет только смена работы. Сам топ-менеджер, чувствуя выгорание, может пойти учиться чему-то новому, начать развивать новое направление бизнеса, продукт или сервис. Помогут также дистанционная работа, плавающий график, когда сотрудник может сдвигать начало и окончание рабочего дня, распределять нагрузку в течение недели. Конечно, это вряд ли приемлемо для ряда позиций, например, таких как директор производства: здесь действуют другие инструменты (обучение, вовлечение в решение интересных нестандартных задач, участие в проектных группах).

5
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ
Японский метод битья чучела начальника нервными подчиненными ни при чем. Здесь все более научно. В ходе мониторинга проводятся системные исследования уровня стресса сотрудников, выявляются причины и ищутся методы борьбы.
Отличный способ придумали специалисты Силиконовой долины. IT-специалисты, как известно, часами сидят за компьютером и ко второй половине дня просто выдыхаются. Заменить недостаток отдыха 20-минутным перерывом призвана капсула восстановления сил — симбиоз маленького космического корабля и кушетки психоаналитика. В момент стресса или усталости она помогает работнику отдохнуть и набраться сил. Человек ложится в капсулу, закрывает себя специальным куполом, нажимает кнопку и запускает одну из трех предустановленных программ для разных типов нервной системы.
Московский центр занятости «Моя карьера» проводит различные занятия для тех, кто работает над своим профессиональным развитием. Большой популярностью пользуется программа «Стресс-менеджмент», позволяющая научиться управлять собственным психологическим состоянием.

6
ЗАБОТА ОБ ОТДЫХЕ СОТРУДНИКОВ
Более простой и доступный практически каждому руководителю инструмент — позаботиться об отдыхе своих подчиненных во время обеденных перерывов и после рабочей смены.
В компании «Яндекс» во время чемпионата мира по футболу во всех отделах висели экраны с трансляцией матчей. Все желающие могли отвлечься от работы и поболеть за любимую команду.
В депо Москва-Сортировочная оборудованы залы для игры в футбол и настольный теннис. А профсоюз проектного института «Юговосжелдорпроект» еженедельно арендует для своих сотрудников дорожки для игры в боулинг и плавания в бассейне. Многие компании стараются развивать партнерство с музеями, клубами и театрами, чтобы работники могли сходить бесплатно на спектакль или концерт.
Игорь Герцев,
психолог, life-коуч
Исследование компании «АльфаСтрахование» показало, что около 60% сотрудников крупных компаний считают себя жертвами синдрома выгорания, причем пик приходится на четвертый год работы в организации. В меньшей степени подвержены выгоранию работающие первый год или более десяти. Для защиты от выгорания руководителям следует чаще хвалить сотрудников, необязательно за достижение выдающегося результата. В профессиональной деятельности всегда найдется место для похвалы. Важно наладить внутренние коммуникации, постоянно получать обратную связь от сотрудников. Диагностика выгорания не сложна. Кроме того, целесообразно проводить стратегические сессии, тренинги, на которых можно помочь сотрудникам проанализировать свои личные цели и соотнести их с целями, стоящими перед предприятием, и наоборот. В наше время каждый руководитель должен быть немного коучем для своего сотрудника.

7
ТИМБИЛДИНГ
Яркие корпоративные мероприятия помогают вырваться из рутины и работают на сплочение команды.
Компания Big Event для Beeline проводит уже не первый тимбилдинг. Программа «РазБЛОКировка» позволила сотрудникам сотового оператора не только разблокировать отдельные локации мероприя­тия, но и помогла им ближе познакомиться. Команды, проходя через входную группу, попадали в пространство, наполненное известными digital-элементами, приложениями и мессенджерами. Все этапы были связаны с изучением компании и ее коллектива.
Интересным решением выступил перенос online-пространства в offline: PopUp-выставка, переписка через трубы и даже скетчи участников в режиме реального времени, а главной «фишкой» выступили Touch ID, которые необходимо было собрать для разблокировки всего мероприятия — с бассейном, фуршетом, баром и дискотекой.

8
WORK-LIFE BALANCE
Это гармоничное соотношение работы и личной жизни — пожалуй, лучшая защита от профессионального выгорания. Количество часов, проведенных на работе, не коррелирует с уровнем достижений. Любому «бессмертному пони» не повредит дополнительное время в пользу семьи — хорошие руководители понимают это.
Онлайн-компания Airbnb предоставляет возможность работать из любой точки мира. Сотрудники Burton получают бесплатные ski-pass. Компания REI предлагает два оплачиваемых дня в году специально для активного отдыха.
Не отстают и отечественные работодатели. На КамАЗе дают дополнительные оплачиваемые выходные: пять дней — вступающим в брак, день для того, чтобы забрать жену и ребенка из роддома, 1 сентября — родителям первоклассников.
В Объединенной металлургической компании реализуется программа LWB: сотрудники изучают принципы жизненного баланса, осваивают мастерство поддержания внутренней мотивации, чтобы интегрировать новые навыки счастливой жизни в свою профессиональную дея­тельность.