Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

По метлам!

На Токийском автосалоне — 2019 Toyota представила концепт электронной летающей метлы e-broom.
Компания не скрывает, что на создание транспортного средства ее вдохновили истории о ведьмах. По мнению разработчиков, новое изделие будет лучше интегрировать людей и машины. У электронной метлы только одно маленькое колесо, поэтому для приземления наезднику нужны роликовые коньки.

Кнопка для паникеров

До конца года более сотни беспилотных яндекс-мобилей
будет курсировать по дорогам Москвы, еще через полтора года — тысяча.
Если эксперимент пройдет удачно, то через 2–3 года беспилотники станут нормальным явлением на московских улицах, утверждает директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин. На данный момент беспилотные яндекс-кары ездят в Москве, Татарстане, Тель-Авиве и Лос-Анджелесе. Каждая из локаций дает неоценимый опыт. В России это неблагоприятная погода и тяжелые дорожные условия. В Израиле машины научились предугадывать движение двухколесных транспортных средств, а также вести себя в условиях низкой дисциплины на дорогах. Лас-Вегас дал опыт распознавания светофоров при повышенном световом шуме.

К настоящему времени беспилотники «Яндекса» накатали более 1,7 млн км. При этом на московские дороги общего пользования они вышли только в мае этого года. Специалисты корпорации считают, что разработчикам беспилотного автотранспорта надо меньше пенять на дорожную и социальную инфраструктуры и больше внимания уделять обучению автомобиля. «Беспилотники решат массу экономических и социальных проблем: например, снизят дефицит водителей, а самое главное, сделают дороги безопаснее», — считают в компании.

Кроме того, сейчас «Яндекс» совместно с Hyundai Mobis работает над беспилотником пятого уровня, в котором не потребуется даже наличие водителя. Как рассказал Артем Фокин, в компании предугадывают страх некоторых пассажиров перед безлюдными технологиями. Предполагается, что в машине будет две тревожные кнопки: первая свяжет пассажира с оператором, вторая позволит незамедлительно, но безопасно остановить машину.

Параллельно с интернет-гигантом над системами беспилотного вождения работает множество других российских компаний. В декабре на испытательном полигоне НАМИ пройдет финал конкурса Up Great «Зимний город». Пять отечественных разработчиков представят свои беспилотные решения для тяжелых погодных условий. Победителем конкурса станет команда, чья машина быстрее преодолеет 50 км по зимним дорогам, соблюдая при этом правила дорожного движения.

Специально для «Зимнего города» «МосТрансПроект» создаст систему мониторинга движения беспилотных транспортных средств. «Пока что это решение позволит зрителям наблюдать за ходом соревнований, а судьям — оценивать преодоление маршрута, а впоследствии ляжет в основу создания центра управления беспилотным транспортом для умных городов», — считает директор НИИ «Мос­ТрансПроект» Александр Поляков.

Яд направленного действия

В Московской области завершился второй этап испытаний интеллектуальной системы борьбы с борщевиком, которая разработана компанией 2050.DIGITAL.
Полвека назад борщевик, привезенный с Кавказских гор, культивировался как силосное растение. Однако через несколько лет выяснилось, что оно может легко встраиваться в экосистему и разрушать ее. Запущенность сельскохозяйственных площадей привела к широкому распространению сорняка. Ситуацию осложняет то, что эфирные масла, выделяемые растением, могут привести к серьезным ожогам кожи, а вещества, используемые для его истребления, негативно воздействуют на другие сельскохозяйственные культуры. В одном только Подмосковье на борьбу с сорняком в прошлом году выделили 300 млн руб. На федеральном уровне, по подсчетам экспертов, для эффективного решения проблемы требуется 3,6 трлн руб.
Разработка 2050.DIGITAL стала первым комплексным решением этой задачи. Она предусматривает атаку на сорняк сразу с двух направлений. Вначале беспилотные дроны выявляют очаги поражения. Затем искусственный интеллект системы дополняет съемки с дронов спутниковой информацией и отправляет сигнал роботизированному передвижному опрыскивателю на земле. Комплексная информация с дронов и спутников помогает не только выявить зоны заражения, но и оценить концентрацию растения в них. Соответственно, можно использовать ультрамалые объемы специально подобранных препаратов направленного действия.

По словам директора департамента инновационных технологий в АПК Ctrl2GO Николая Дурманова, совместное применение летающих и наземных средств позволяет проводить обработку труднодоступных участков полей и прилегающих территорий. Использование малых доз препаратов многократно снижает негативное воздействие на окружающую среду, а роботизация процессов делает борьбу с сорняком безопасной для человека. Результаты испытаний показали высокую эффективность интеллектуальной системы, безопасность применяемых средств для экологии района и долговременный эффект за счет комплексного подхода к вопросу.

Трехмерный патент

Закон об использовании 3D-моделей при патентовании может быть принят уже в 2019 году, считает глава Роспатента Григорий Ивлиев.
Документ был одобрен на заседании президиума комиссии по цифровому развитию. В августе правительство внесло законопроект в Госдуму. Новый закон даст возможность прилагать к материалам заявки трехмерные модели заявляемых объектов интеллектуальной собственности. Чиновники считают, что они помогут оптимизировать экспертизу за счет возможности увидеть даже самые незначительные детали решения.

Новшество стало возможным благодаря масштабной цифровизации ведомства, начатой в этом году. В том же законе оговаривается, что Роспатент будет применять в своей работе искусственный интеллект, а также признавать патент в электронном виде, то есть решения будут приобретать юридическую силу, как только попадут в реестр ведомства.

И это только первые плоды реформы. В планах госструктуры — автоматизировать экспертизу заявок на регистрацию патентов. Это позволит пользователю еще на стадии регистрации проверить правильность оформления заявки и значительно ускорит решение по ней. До конца 2021 года организация обещает создать цифровую платформу, которая обеспечит удаленный доступ к базам Государственного патентного фонда и позволит любому человеку самостоятельно найти информацию о том или ином патенте. В перспективе рассматривается возможность регистрации товарного знака с помощью специального приложения на смартфоне. Кстати, одной из самых оригинальных заявок, поданных в Роспатент в 2019 году, стал гаечный ключ с подогревом, созданный специально для работы в холодное время года.

Зоркий глаз

В России по инициативе АФК «Система»
создана технология поиска заблудившихся в лесу людей.
Решение основано на том, что дроны-беспилотники, оборудованные тепловизорами и камерами высокого разрешения, передают информацию онлайн в мобильный центр управления поисками. Из него же координируются действия отрядов поисковиков, снабженные радиомаяками. Такая система позволяет искать людей на территории площадью 300 кв. км. Во время испытаний технология за 45 минут нашла человека на площади 4 кв. км.

В октябре сообщалось, что в США фотограф-любитель обнаружил пропавшего в кукурузном поле мальчика с помощью дрона с тепловизором. На тот момент его уже в течение 10 часов искали 600 местных жителей и несколько правительственных агентов с вертолетом. Мальчик нашелся всего в полутора километрах от дома.

Как на ладони

В ГК «ЛокоТех» внедрили автоматизированную систему управления
«Сетевой трафик» (АСУ СГ).
В рамках программы автоматизации более 8 тыс. локомотивных секций, состоящих на сервисном обслуживании в компании, оснащены бортовыми системами управления и диагностики. Это своеобразные черные ящики, которые записывают всю информацию о функционировании локомотива в процессе его эксплуатации: проблемы инфраструктуры, режимы работы, сбои тех или иных систем, дорожные инциденты. Когда локомотив с таким устройством на борту заходит в депо на техническое обслуживание, специа­листы видят полную картину и сразу могут составить план необходимых работ, заказать со склада нужные детали, поставить на объект работников подходящего профиля и квалификации.

На каждый локомотив в программе заведена своя диагностическая карта, в которой хранится вся информация о предыдущих ремонтах. Для того чтобы на складах всех 90 депо «ЛокоТех» постоянно находились необходимые комплектующие, внедрена система управления поставками, которая отслеживает запасы, настолько же тщательно система следит за эффективным использованием человеческих ресурсов.

Внедрение АСУ СГ началось в 2016 году с пилотных проектов на нескольких площадках, а сегодня охватывает все сервисные предприятия группы. В ближайшем будущем сотрудникам выдадут смартфоны с мобильным приложением для удаленного контроля работ, а депо оснастят диагностическими приборами с функцией автоматической передачи данных. В рамках проекта «Доверенная среда» локомотивы будут не только сохранять информацию для использования на ремонтном предприятии, но и онлайн отправлять ее на специальный сервер, где доступ к ней будет открыт эксплуатанту и другим заинтересованным подрядчикам.
Илья Пустовой,
директор департамента автоматизации производственных процессов
инжинирингового центра «ЛокоТех»,
кандидат технических наук
Раньше мы не всегда понимали, насколько корректно списываются те или иные детали. Теперь мастер не может списать запчасть без назначения соответствующего вида работ. Если стоит задача отремонтировать дизель, списать пантограф система не позволит. Таким образом, весь персонал работает согласно технологии, что обеспечивает рациональное использование трудовых и материальных ресурсов. Вся информация стекается в аналитический блок, в котором выполняется анализ эффективности всего цикла и постепенно совершенствуются все производственные процессы.