Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Площадка для трамваев

Мэрия Москвы и АО «Трансмашхолдинг» до конца 2021 года создадут площадку
по выпуску трамваев.
Планируемая мощность — не менее 100 вагонов в год. Соглашение, предусматривающее реализацию этого проекта, было подписано минувшей осенью мэром Москвы Серге­ем Собяниным и президентом АО «Трансмашхолдинг» Андреем Бокаревым. Документ предусматривает создание производственного и инжинирингового центров. «Объем запланированных инвестиций составит порядка 1 млрд руб.», — сообщают представители Департамента транспорта правительства Москвы. Какие именно модели техники планируется выпускать на площадке, стороны пока не сообщают.
На сегодня Москва — основной покупатель пассажирского транспорта в России. Сейчас в городе эксплуа­тируется порядка 600 трамваев, из них более 300 — серии «Витязь-М» производства предприятий, входящих в группу ТМХ. При этом создаваемый машиностроительный кластер будет выпускать технику не только для столицы, но и для регионов.
Президент АО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев и мэр Москвы Сергей Собянин во время подписания соглашения

Тяга в аренду

«ВТБ Лизинг», Трансмашхолдинг и «ЛокоТех-Промсервис» планируют создать инструмент операционной аренды на рынке локомотивной тяги.
Соответствующее соглашение было подписано в конце минувшего года.

Совместный проект производителя, финансового сектора и сервисной компании позволит предоставить конечному потребителю локомотивной тяги готовый к эксплуатации локомотив соразмерно с финансовыми возможностями и технологическими задачами предприятия», — отмечается в сообщении «ВТБ Лизинга».

Проект предполагает создание парка маневровых и магистральных локомотивов, которые будут доступны для операционной аренды. В рамках сотрудничества «ВТБ Лизинг» будет отвечать за финансирование, Трансмашхолдинг — за поставку новых локомотивов, «ЛокоТех» — за обслуживание парка, предоставление по желанию клиента услуг локомотивных бригад, оптимизацию маневровых работ на предприятиях. Сформированный парк будет предоставляться компаниям-клиентам на условиях операционной аренды, при этом риски, связанные с выходом техники из строя из-за нарушения условий эксплуатации, остаются на стороне предприятий.

«Операционная аренда — это управляемые затраты и транспарентность расходов на железнодорожную инфраструктуру. Этот совместно разработанный с нашими партнерами продукт позволит обеспечить бесперебойную работу маневрового парка, поможет клиентам сэкономить бюджет и избавит от необходимости решать проблемы с ремонтом локомотивов, их простоями. Использование локомотива несколькими клиентами ускорит его амортизацию и окупаемость, повысит коэффициент его полезного использования и снизит финансовую нагрузку на отдельного эксплуатанта», — прокомментировал генеральный директор «ВТБ Лизинга» Дмитрий Ивантер.

Дроны летят в Арктику

В 2020 году в Арктике начнется тестирование первой в мире системы управления дронами — RUTM. Она будет управлять трафиком беспилотных воздушных судов
и защищать наземные объекты.
UTM поэтапно будет подключать основные сервисы на базе существующих технологий и развивать их, учитывая новые технические решения. За нормативную основу проекта взяты Стратегия развития навигационной системы и Концепция по интеграции беспилотных воздушных судов в единое пространство РФ. На начальном этапе разработка обес­печит мониторинг неф­тепроводов и грузовых перево­зок. В перспективе она должна минимизировать человеческое участие в управлении дронами.

Арктика выбрана в качестве пилотного региона, поскольку здесь минимальны риски нанесения ущерба транспорту, инфраструктуре и людям. В дальнейшем результаты будут масштабированы на другие регионы страны.

Создатели RUTM уверены, что это самый масштабный проект в области аэронавигации на ближайшие 10–15 лет. Так как блоки системы будут развиваться с учетом всех мировых стандартов, проекту сулят большой экспортный потенциал.

Летом 2019 года российские специалисты сообщили о разработке палубного арктического дрона для проводки судов по Северному морскому пути. Модель имеет гиб­ридную схему с электромоторами и бензиновым двигателем, что позволяет ей находиться в воздухе 3–4 часа, развивать скорость 55 км/ч и иметь зону охвата 100 км. Новый беспилотник будет оснащен видео­камерой, тепловизором и радиолокатором, а также сможет приводняться и взлетать прямо с поверхности воды.

Цифры рулят

На международном форуме «Транспорт России — 2019» было принято решение о создании рабочей группы по формированию стандартов данных, которые будут использованы в Цифровой платформе транспортного комплекса (ЦПТК) страны.
Международный форум «Транспорт России — 2019»
Цель этой платформы — формирование доверенной цифровой среды на транспорте. Эта система соединит в себе данные всех транспортных операторов, что позволит создать мультимодальные модели грузовых и пассажирских перевозок, систематизировать электронный документооборот, ускорить время пересечения границы.

Безопасный обмен проверенными, актуальными и унифицированными данными даст оперативную информацию о движении и местонахождении транспортных средств, о доступности и состоянии инфраструктуры, о грузе и его составе. В перспективе данные платформы помогут наладить движение беспилотного транспорта.
ЦПТК создается ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», в которую вошли ОАО «РЖД», «Аэрофлот», «ЗащитаИнфоТранс», «РТ-Инвест Транспортные Системы», ГЛОСАВ, «Почта России». Своей целью ассоциация ставит развитие единой комфортной и безопасной транспортной среды. Для сбора и обмена данными вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей планируется создать мобильную широкополосную беспроводную сеть со своим оператором. Создание необходимой инфраструктуры начнется уже в 2020 году с реализации пилотного проекта вдоль дороги А181 Выборг — Санкт-Петербург, затем запланированы работы вдоль М11 Санкт-Петербург — Москва. На железной дороге за основу будут брать беспроводные сети МЦК, МЦД-1 и МЦД-2.

Эксперты ассоциации утверждают, что за счет единой транспортной среды Россия сможет предоставить зарубежным партнерам более комфортные и прозрачные услуги транспортных коридоров.

Рельсы до квартиры

«8 платформ и 55 цифровых проектов будет запущено ОАО «РЖД» в рамках цифровой трансформации компании», — сообщил директор по информационным технологиям холдинга Евгений Чаркин на форуме «Транспорт России — 2019».
Все эти проекты полностью интегрированы в государственную программу «Цифровая экономика» и совместимы с локальными программами Министерства транспорта России. Как ожидают в РЖД, масштабная цифровизация компании даст экономический эффект 153 млрд руб., а общий мультипликативный эффект для экономики страны составит 400 млрд руб. И это лишь «скромный» сценарий ожидаемых изменений.

В ближайшем будущем весь путь пассажира будет полностью оцифрован. Уже сейчас мультимедийным порталом «Попутчик» пользуется более миллиона человек в месяц. Планы РЖД включают совершенствование этой платформы и запуск нового клиентского сайта — ticket.rzd.ru.

Основную ставку холдинг делает на развитие грузовых и пассажирских мультимодальных перевозок. Компания собирается полностью снять с клиента заботу о логистике и взять на себя коммуникации со всеми участниками процесса: авиатранспортом, автобусами, грузчиками и такси. Новая платформа предполагает интеграцию с электронными ресурсами ФТС и налоговой и полностью электронный документооборот. В будущем РЖД планирует расширять ее для работы с зарубежными партнерами. Детальное проектирование мультимодальности железных дорог начнется в 2020 году. На Октябрьской железной дороге уже запущен пилотный проект, объединяющий РЖД, клиента, оператора и порт.
В стратегию диджитализации заложена программа развития оператора электронной коммерции. Тут в РЖД ориентируются на Китайские железные дороги, у которых есть «дочка», обслуживающая платформу «Алибаба». Система будет включать в себя управление транспортно-логистическими центрами, интеграционный модуль для интернет-магазинов, систему контроля и анализа качества работы. В роли рядовых бойцов будущего рынка доставки холдинг видит беспилотные летательные аппараты и мобильные роботизированные комплексы.

Еще один проект — цифровая платформа оператора линейной инфраструктуры. Ее ключевые направления: комплексная диагностика стрелочных переводов, диагностика подвижного состава прямо на ходу поезда, автоматическое ведение технической документации, система управления жизненным циклом путевых машин и механизмов, автоматизированная система постоянного диагностирования электротехнического оборудования.

Разумеется, тотальной оцифровке будет подвергнут и подвижной состав. В арсенале этой платформы такие проекты, как «Цифровое депо», «Умный локомотив», «Доверенная среда локомотивного комплекса». Особый упор делается на оснащение парка техническим зрением. До 2025 года РЖД планирует сделать «зрячими» 12 тыс. локомотивов. Кроме того, технология предусматривает активное использование роботизированных коммуникаций с человеком, распределенные реестры, носимые устройства, удаленное отслеживание объектов. Благодаря этой платформе РЖД рассчитывает увеличить работоспособность транспорта на 15–20% и как минимум на 10% повысить общую скорость подвижного состава.

Планируется активно внедрять «цифру» в непроизводственные процессы компании: автоматизацию обучения, создание коммуникационных онлайн-площадок, работу со студентами и привлечение новых квалифицированных кадров. Для реализации своих амбициозных планов холдинг планирует привлечь 200 тыс. новых разработчиков и аналитиков.