Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Модель для сборки

ТЭМ23 — это маневровый локомотив нового поколения. Он относится к типу чрезвычайно популярных сегодня в Европе и мире модульных локомотивов. Но ТЭМ23 не просто конструктор, состоящий из нескольких независимых блоков. Эта модель демонстрирует, как будут выглядеть модульные локомотивы через несколько лет, Показывает, как современный дизайн позволяет сделать их не только практичными, но также яркими и эргономичными.
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
Модель для сборки
ТЭМ23 — это маневровый локомотив нового поколения. Он относится к типу чрезвычайно популярных сегодня в Европе и мире модульных локомотивов. Но ТЭМ23 не просто конструктор, состоящий из нескольких независимых блоков. Эта модель демонстрирует, как будут выглядеть модульные локомотивы через несколько лет, Показывает, как современный дизайн позволяет сделать их не только практичными, но также яркими и эргономичными.
Сегодня модульные поезда уверенно наращивают присутствие на железных дорогах мира. Операторы высоко оценивают возможности, которые предоставляет использование поезда-конструктора. При возникновении большинства неисправностей, как правило, больше не нужно снимать состав с маршрута и менять расписание, достаточно заменить независимый блок локомотива, где обнаружен сбой.

Помимо этого, модульная система позволяет производителю легко перепрофилировать поезд под стандарты тех железных дорог, где ему предстоит работать.

Для этого больше нет необходимости отправлять поезд на завод-изготовитель. Достаточно «отогнать» его на плановое обслуживание в депо.

Рост популярности модульных локомотивов в Европе начался после запуска в ЕС проекта MODTRAIN. В рамках него с 2004 года началась разработка концепции и создания модульного железнодорожного транспортного средства для интегрированных железнодорожных сетей Европы.

В проекте приняли участие 37 компаний и организаций, в том числе ведущие производители (Alstom, Bombardier, Siemens) и национальные операторы железных дорог Deutsche Bahn и SNCF.

MODTRAIN планово завершился через 4 года. За это время удалось создать функциональные, электрические, механические компоненты, интерьер и экстерьер локомотивов нового поколения.
Символом 2010-х годов стал локомотив Vectron от Siemens
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
С тех пор модульные локомотивы лишь укрепляли позиции на дорогах Европы. Символом 2010-х годов стала модель Vectron от компании Siemens. Она первой получила одоб­рение Европейской технической спецификации совместимости (TSI) для эксплуатации подвижного состава в трансъевропейской высокоскоростной сети (HS RST).

Это локомотив в том числе имел модульную кабину, а также легко мог адаптироваться под стандарты железных дорог разного типа. Замена блоков позволяла использовать его на дорогах с различными системами тяги: переменного напряжения (AC), постоянного тока (DC), с несколькими стандартами напряжения (MS) и дизель-электрической (DE).

Сегодня самым известным модульным локомотивом можно признать модель Prima M4 от Alstom. Потенциал этого конструктора почти не ограничен. Эксплуатировать модель можно на дорогах с различными системами тяги практически в любой стране мира.

Модульные модели уже давно производят не только европейские машиностроители. Например, в этом году о создании гибридного локомотива, построенного по модульной системе, объявил крупнейший китайский производитель CRRC.
ТЭМ23 — четырехосный двухдизельный маневровый тепловоз. Он оборудован двумя дизельными двигателями мощностью 309 или 368 кВт каждый. Локомотив состоит из двух двухосных тележек, модулей главной рамы (включающей электрический и пневматический монтажи), пневматического оборудования, силовой установки, холодильной камеры, электрооборудования, кабины машиниста башенного типа и вспомогательного оборудования. Каждый из функциональных блоков имеет законченную конструкцию и через разъемы подключается к модулю главной рамы.

За счет использования необслуживаемого оборудования и асинхронного привода на тепловозе ТЭМ23 количество заходов на обслуживание снизится в 2,4 раза, а объем каждого вида обслуживания — в 2 раза.

Современные двигатели позволили повысить экологичность и снизить уровень шума локомотива в 2 раза в сравнении с серийными тепловозами.

Тепловоз может работать как на одной силовой установке, так и на двух, в зависимости от требуемой мощности. Это позволит снизить расход топлива на 30% по сравнению с современными серийными моделями.
ТЭМ23 — пример, как через несколько лет будут выглядеть модульные локомотивы
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ
В России в 2016 году на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ, входит в Трансмашхолдинг) по модульному принципу был создан ТЭМ28 — шестиосный тепловоз капотного типа с электрической передачей переменно-постоянного тока. Модель состоит из пяти основных модулей: холодильной камеры, дизельного помещения, аппаратной камеры, кабины машиниста и модуля тормозного оборудования. Машина обладает высокими технико-экономическими и экологическими показателями, повышенной надежностью и сниженной в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время маневровыми тепловозами стоимостью жизненного цикла.

Было выпущено две машины данного типа. В текущем году «ТМХ Промышленные решения» (входит в состав Трансмашхолдинга) передал локомотивы в аренду ООО «Эльга-Транс» для работы на Эльгинском месторождении угля, расположенном в Якутии.

Сегодня на дороги выходит новое поколение конструкторов, которое не только сохранило все старые преимущества, но также получило дополнительные возможности благодаря использованию современных дизайнерских концепций.

ТЭМ23 — пример того, как через несколько лет будут выглядеть модульные локомотивы, ходящие по российским железным дорогам. Это модель доказывает, что поезда — конструкторы будущего не только практичны, но еще удобны в эксплуатации. Наконец, они просто красивы.
Максим Чащин,
директор дизайн-студии «2050.ЛАБ»:
«ТЭМ23 — это первый локомотив, в дизайне экстерьера которого применены принципы бренд-ДНК ТМХ. Это единый подход к дизайну, подразумевающий использование общего набора уникальных визуальных элементов. В будущем они найдут отражение во всех перспективных продуктах компании и позволят сделать поезда узнаваемыми.

ТЭМ23 — локомотив нового типа. Основа его конструкции — модульная система. Это позволяет, допус­тим, при обнаружении неисправности заменить любой из обособленных блоков, не отправляя машину на длительный ремонт. Например, можно снять с локомотива в депо модуль дизель-генератора, а на его место поставить другой. В итоге удастся избежать долгого простоя во время ремонта.

Модульная система повлияла и на внешний вид локомотива. Издалека отчетливо видны элементы конструкции — модули, из которых мы собираем капотную часть. Задача дизайнеров была сделать внешний вид логичным и привлекательным.

Мы применили несколько нестандартных решений. Например, использована нетрадиционная для локомотивостроения схема открывания капотов. Боковые панели выдвигаются вперед, а затем смещаются вверх, открывая доступ к различным системам тепловоза. На большинстве действующих моделей поездов дверцы открываются вперед, что съедает пространство в проходе вдоль капотов на боковых площадках.

В переднем блоке возможна установка модуля автономного движения. Локомотив может быть оснащен функцией машинного зрения, необходимыми датчиками и камерами.

Боковые обвесы рамы локомотива защищают от несанкционированного доступа к элементам экипажной части и топливному баку.

Эргономика ТЭМ23 продумана так, чтобы забираться в кабину и управлять поездом было максимально удобно и безопасно.

Особый интерес представляет кабина управления. Ее интерьер выполнен в общей стилистике, характерной для современного транспорта. Выверенная эргономика, максимальный угол обзора и взвешенное цветофактурное решение обеспечат комфорт машинистам на своем рабочем месте.

Интересная особенность — в кабине два рабочих пульта: проход между ними расширен за счет оптимизации конструкции самих пультов. Машинист может занимать любое из мест в зависимости от того, в какую сторону едет поезд. У одного из пультов располагается откидная скамейка, также предусмотрены дополнительные отсеки: ящик для верхней одежды, места для холодильника, микроволновки.

Кабина универсальна, и это ее главная особенность. Она подходит как для тепловозов, так и для электровозов различных моделей и габаритов. Например, в случае необходимости кабину можно поднять чуть выше на специальной платформе. Так она фактически становится еще одним модулем поезда.

Все эти особенности делают ТЭМ23 качественным высокоточным инструментом для профессионалов высшей пробы».
Фото: Дизайн-студия 2050.ЛАБ