Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Пандемия 4.0

Эпидемия коронавируса создала новую реальность. На несколько месяцев мир если не остановился, то очень сильно замедлился. Битва с COVID-19 стала испытанием не только для людей и мировой экономики, но и для передовых технологий, которые получили шанс доказать свою важность и незаменимость.

По домам

В России, как и в большинстве стран, которые сразу не попали в эпицентр эпидемии, власти пытались найти баланс между сохранением деловой активности и безопасностью населения, ужесточая меры карантина по необходимости. Но в итоге все равно запретили свободное перемещение для большинства населения.

Раньше самоизоляция даже части сотрудников сразу же привела бы к глобальному коллапсу. Но поскольку современные средства связи и ранее использовались для проведения видеоконференций или обмена информацией, то поиск технических инструментов для организации удаленной работы (telework) не затянулся.

В момент возобновились старые споры, какой из коммуникационных мессенджеров лучше. Только на этот раз битва Zoom vs Skype vs Slack привлекла куда больше заинтересованных зрителей.
Перед властями встала задача
максимально повысить безопасность в транспорте
Вначале транснациональные компании просто ограничили присутствие своих сотрудников из Китая. Одной из первых была индонезийская PT Kereta Api Cepat Indonesia China (KCIC), которая еще в середине февраля отправила на удаленную работу 300 человек из Китая. Затем аналогичный шаг последовал от Malaysia Rail Link.

За месяц процесс стал трендом. О переводе части сотрудников на дом заявили Google, Microsoft, Twitter, Hitachi, Apple, Amazon, Chevron, Salesforce, Spotify, NTT… В России аналогичные шаги предприняли Сбербанк, «Яндекс». В итоге telework уже к апрелю во многих странах стал одним из главных способов спасения рабочего процесса.
Так, в США на удаленку к апрелю перешли порядка трети работников. В России в соответствии с опросом рекрутинговой компании Antal Russia 94% компаний предоставили своим сотрудникам возможность работать удаленно. Фактически этой опцией воспользовались 54% респондентов.

В целом оказалось, что организовать как минимум частично удаленную работу большинству предприятий не так сложно. Пропускной способности сетей Интернет в большинстве случаев достаточно, чтобы справляться с повышенной нагрузкой. Потенциально такой подход повышает угрозу доступа киберпреступников к конфиденциальным данным. Но как временная мера telework вполне эффективен.

В то же время удаленно можно организовать работу преимущественно офисного персонала. Функционирование подавляющего большинства предприятий требует присутствия хотя бы части персонала на объекте, и многие сотрудники вынуждены сохранять «выездной» режим работы.

Показательно, что английская железная дорога Network Rail вначале распустила по домам большинство сотрудников служб сигнализации на путях и контрольных центров, но затем попросила их вернуться для обеспечения безопасности.
УДАЧНЫЙ ПОВОД

Не исключено, что если вынужденный эксперимент по самоизоляции окажется успешным, то для оптимизации офисного пространства многих сотрудников так и оставят дома. В России к этому даже может быть быстро подведена законодательная база. В стране может появиться новый рабочий режим — неполной дистанционной занятости. Этот вопрос обсудят на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Если проект обретет силу закона, то работу на дому приравняют к офисному труду. Эти виды занятости можно будет совмещать.
Работник операционного центра Network Rail

Можно, но осторожно

Раз значительное число людей, как и прежде, перемещается по делам, перед властями встала задача максимально повысить безопасность в транспорте и общественных местах.

Чтобы минимизировать личные контакты, во многих странах (например, в Канаде и Чехии) прекратили оказание дополнительных услуг на многих железнодорожных и автобусных маршрутах (например, продажу питания).

В наземном транспорте власти пытаются создать максимально разряженную обстановку. Так, в Национальном союзе автобусных и железнодорожных перевозок Ирландии (NBRU) предложили повысить частотность движения общественного транспорта, чтобы пассажиры могли держать безопасную дистанцию. Если до эпидемии в среднем каждый автобус перево­зил 75 человек, то сейчас это число хотят понизить до 40. Датский оператор железных дорог DSB из тех же соображений пообещал увеличить число вагонов в составах. Дополнительные поезда по утрам также стала выставлять на маршрут американская железная дорога BART.

Дополнительные меры безопасности не всегда касаются лишь пассажиров. Так, пригородная железная дорога Metra (Чикаго) объявила, что закроет один вагон во всех своих поездах, чтобы обезопасить экипаж.
Дезинфекция подвижного состава Московского метрополитена в электродепо Красная Пресня
В обычных условиях, чтобы увеличить дистанцию между пассажирами и персоналом, перевозчикам могло банально не хватить парка. Но в ситуации, когда люди сами боятся без особой необходимости выходить из дома, спрос на перевозку и так снижается, причем даже без жестких карантинных мер со стороны властей.

Например, по данным департамента транспорта Москвы, с 2 по 20 марта число поездок в метро и МЦК снизилось на 30%, в наземном транспорте — на 24%. В метро Санкт-Петербурга уже в середине марта загрузка упала на 25%.

Также влияют на пассажиропоток и меры непрямого сдерживания. Так, в Москве временно отменили льготный проезд в общественном транспорте для школьников, а потом и для людей старше 65 лет. На индийских железных дорогах (IRCTC) временно запретили так называемые концессионные билеты (приобретались по Интернету в период до 120 дней до выезда по спецценам). Исключение сделано лишь для пенсионеров, школьников и некоторых других категорий граждан.
Анатолий Ходоровский,
преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова
Пандемия практически полностью остановила авиационную отрасль во всем мире. Летать после ее окончания человечество, конечно, продолжит, но реалии будут совсем иными. А неизбежный перезапуск отрасли будет сопряжен с колоссальными трудностями.

Кризиса такого масштаба пассажирские воздушные сообщения не испытывали никогда в своей истории: ни во время Второй мировой войны, ни после событий 11 сентября 2001-го. Сегодня закрыты страны и даже континенты. Полностью остановлены многие авиакомпании, закрыты крупнейшие мировые аэропорты-хабы, обеспечивавшие связи между регионами и континентами. И эта картина не может не удручать.

Но рано или поздно отрасль запустится вновь, спрос возникнет, значит, неизбежно сформируется и предложение. И здесь уже сегодня можно говорить о возможных сценариях.

Любая авиакомпания — предприятие крайне капиталоемкое, требующее масштабных инвестиций и заимствований. И многие из них вошли в кризис с существенными долгами: у American Аirlines это 33 млрд долл., у Delta — 17 млрд долл., у Emirates — примерно 14 млрд долл., второй по масштабам европейский перевозчик Lufthansa имеет 6,7 млрд евро долга и еще столько же пенсионных обязательств перед своими сотрудниками. Масштаб сумм впечатляет и связан он прежде всего с тем, что самолеты попадают в авиакомпании через механизм лизинга. Урегулирование отношений с лизингодателями станет первой и очень сложной задачей. Просто сказать: или забирайте самолеты, которые никому не нужны в этой ситуации, или давайте «лизинговые каникулы». Это путь в никуда. Ведь лизинговые компании сами привлекают банковское финансирование для покупок воздушных судов. Банки тоже берут деньги не из воздуха. И с этой проблемой столкнутся все авиакомпании во всех странах: и большие, и средние, и даже не очень большие.

Далее начинаются разные сценарии. Дешевая нефть автоматически снижает главную статью расходов зарубежных авиакомпаний — топливо (примерно 30% до кризиса). «Дешеветь» будут и пилоты (примерно 15% себестоимости). Запустятся далеко не все авиакомпании и не сразу, и пилотский дефицит последних лет сменится профицитом. Стоимость владения или аренды флота не повысится. Во-первых, не будет его недостатка, а во-вторых, процентные ставки будут равными нулю, да и субсидии со стороны развитых государств тоже явно будут. И об их масштабах уже заявляют и Евросоюз, и США.

Ну а что у нас? Топливо в рублях существенно дешеветь не будет. Так устроены наша экономика, ее налоговая и бюджетная системы. Всем сомневающимся в этом рекомендую заехать на автозаправку и сравнить цены с докризисными. Более того, командирам воздушных судов, выполнявшим до последнего рейсы в Европу, дано указание заправляться там под завязку — экономия в итоге почти 1,8 раза.

А еще у нас резко упал курс рубля. Это означает, что в национальной валюте снижать зарплату пилотов просто не получится, а вот стоимость аренды воздушных судов будет расти. А при полетах за рубеж в той же пропорции вырастет стоимость аэронавигационного обслуживания. И главное отличие ситуа­ции в том, что падение доходов населения и бизнеса в нашей стране будет куда более масштабным, чем на Западе и за океаном. А именно этот фактор и определяет потребность в авиационных перевозках.

Без транспорта

Чтобы дополнительно удержать «колеблющихся» граждан дома, власти предпринимают дополнительные меры. В России, Индии, ряде стран Европы в принципе ввели режим самоизоляции для большинства категорий граждан. Но ограничения часто касаются и режима работы транспорта.

Например, городские власти полностью приостановили работу метро в городе Киеве на Украине. Закрыто движение поездов в Израиле. В Индии остановилось метро в Дели и Нойде. А в Мумбае временно закрыли линии городских железнодорожных поездов для обычных пассажиров. Пользоваться ими могут лишь сотрудники специальных служб (курь­еры, медики и т.д.). Также приостановлено межгородское железнодорожное сообщение.

Очевидно, что слишком резкие движения могут привести к еще большим скоплениям людей. Допустим, мумбайские поезда перевозили до 8 млн человек в день. Поэтому чаще власти действуют избирательно. Во многих странах, включая Россию, убирают из расписания часть междугородних поездов, в зависимости от направлений. В Сингапуре сократили часы работы отдельных железнодорожных линий, операторы городского транспорта Венгрии MÁV и BKK перевели поезда на расписание выходного дня, а в Великобритании даже закрыли выборочно 40 станций лондонского метро. Также были отменены некоторые специальные ночные маршруты поездов.
СПОРТ ДЛЯ ДОМОСЕДОВ

Свой вклад в удержание граждан по домам вносят и организаторы спортивных мероприятий. Да, большинство мероприятий отменены, но благодаря современным технологиям их можно проводить удаленно.
Так, в конце марта прошла первая в истории виртуальная гонка
«Формулы-1» — Гран-при Бахрейна. В кибергонке принимали участие и реальные пилоты. Трансляция гонки велась в официальных аккаунтах «Формулы-1» на YouTube, Facebook и Twitch.
Зрелище длилось всего 14 кругов. Событие привлекло аудиторию численностью чуть менее 400 тыс. человек.

Гонконг использует робот VHP для дезинфекции железнодорожных вагонов
Михаил Блинкин,
профессор НИУ «Высшая школа экономики»
Вполне серьезные авторы заговорили сегодня о том, что эпидемиологические угрозы приведут к повышению лояльности городских властей к массовым автомобильным поездкам и, соответственно, к отказу от политики приоритета общественного транспорта. Теоретически такой сценарий действительно может быть реализован в городе, где уровень автомобилизации населения составляет от 750 и более автомобилей на 1000 жителей. Притом что на долю общественного транспорта останется не более 10% суммарного транспортного спроса.

Но возникает вопрос: при каком соотношении плотности населения и улично-дорожной сети (LAS) весь этот автомобильный парк может быть эффективно (то есть без тяжелых систематических заторов) использован? Ответ: в диапазоне плотности населения до 30 жителей на 1 га застроенной территории города. В этом случае LAS должна составить не менее 33% (как раз как в автомобилеориентированных городах США и Канады). При этом в России значение LAS не превышает 8–9%, а плотность населения составляет от 120% в Москве, до 40–50% в любом ином крупном городе. Отсюда мораль: города России да и большей части остального мира обойтись без массового общественного транспорта не смогут.

Технологии к бою

Было бы странно, если бы для борьбы с коронавирусом власти и бизнес не использовали весь арсенал современных технологий, которыми располагают.

Так, практически все компании, оказывающие услуги по перевозке или приему большого числа людей, увеличили число мероприятий по дезинфекции. Но некоторые пошли дальше и пытаются максимально автоматизировать процесс.

Первыми об использовании дронов для углубленной очистки вагонов заявили руководители мет­рополитена (MTR) Гонконга. Партия из 20 VHP Robots обходится в 130 000 долл. По заявлению разработчиков, он особенно эффективен для уборки труднодоступных мест. Он прицельно распрыскивает раствор перекиси водорода, в том числе в те места, куда трудно добраться вручную.

Датская компания UVD Robots совместно с Sunay Healthcare начала продажу специальных роботов по очистке помещений и общественного транспорта. В работе он использует ультрафиолетовые лучи (UV light). Своих дронов для дезинфекции также уже предлагает корпорация XAG, которая ранее специализировалась в агросекторе.
Первыми об использовании дронов для очистки вагонов заявили руководители метрополитена (MTR) Гонконга
В свою очередь, многие авиаперевозчики (WestJet, EasyJet, «Победа»), чтобы успокоить пассажиров, дополнительно стали обращать внимание, что воздух в салоне их самолетов рециркулируется через специальные санитарные HEPA-фильтры (High Efficiency Particulate Air Filter). Они устанавливаются в операционных и других медицинских помещениях. Считается, что они способны задерживать вирусы с эффективностью от 97%.

Скорее всего, с коронавирусом в этом году большинство перевозчиков будут бороться по старинке. Но если новые технологии докажут эффективность, то роботы-дезинфекторы и специальные фильтры станут обязательными для использования на транспорте.

Также растет спрос на применение технологий виртуальной реальности (VR), дающих возможность воссоздавать труднодоступные объекты. В Университетской клинике Джорджа Вашингтона VR используют для углубленного изучения легких пациентов, инфицированных COVID-19.
Разработанные датской компанией UVD Robots автономные роботы
На борьбу с коронавирусом мобилизовались лаборатории 3D-принтинга, принадлежащие крупным транснациональным компаниям. HP, Carbon, Prusa Research, Ford, Alstom, Toyota уже объявили о производстве широкой линейки антиинфекционных товаров. Это медицинские защитные маски и экраны для лица, устройства для открывания дверей без помощи рук, приспособления, облегчающие многочасовое использование респираторов. В перспективе этот ряд может быть расширен деталями для аппаратов вентиляции легких, носовыми тампонами и т.д. Объемы поставок будут существенны. Например, Ford заявил, что готов производить по 100 тыс. защитных масок в неделю.

В России компания 2050.AT (входит в группу Ctrl2Go) также отправила в Министерство промышленности и торговли, Министерство здравоохранения, а также в департамент здравоохранения города Москвы предложения использовать 3D-принтеры для производства деталей аппаратов ИВЛ и медицинских масок.

Важно, что с помощью 3D-сканера можно за несколько часов создавать оригинальные детали непосредственно на месте, в очаге эпидемии, и не тратить времени на транспортировку. Ранее товары, созданные с помощью 3D-технологий, иногда оставались невостребованными на рынке из-за того, что конкуренты могли на конвейерах производить продукты быстрее. Но сейчас из-за того, что во многих странах нарушились логистические цепочки, услуги «3D-лабораторий» просто незаменимы.
Мобильный аппарат обеспечения искусственной вентиляции легких

Учет убытков…

Пандемия в любом случае нанесет значительный ущерб мировой экономике. По самым оптимистичным оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), темпы роста мирового ВВП в 2020 году из-за коронавируса уже как минимум снизятся на 0,5 до 2,4%. Но эти цифры летом увеличатся. Экономисты ждут, как долго продлятся карантинные меры по всему миру, чтобы «зафиксировать» убыток. Так, по оценкам аудиторской компании «Финэкспертиза», за месяц карантина потери российских предприятий из-за недополученной выручки могут составить 5,5 трлн руб., или около 5% российского ВВП.

Эпидемия COVID-19 уже остановила работу многих заводов, в том числе машиностроительных, по всему миру: в ЕС, США, Китае. Начали закрываться предприятия и в России (Volkswagen, PSA). Счет крупных замороженных инфраструктурных проектов уже идет на десятки. Так, о приостановке строительства железной дороги между Лагосом и Ибаданом стоимостью 1,5 млрд долл. заявили власти Нигерии. Задействованные на проекте китайские рабочие не смогли вернуться после новогодних праздников (по восточному календарю). По той же причине сдвинутся сроки строи­тельства высокоскоростной трассы Джакарта — Бандунг стоимостью 6 млрд долл. в Индонезии. В Сингапуре из-за сбоя поставок с материкового Китая перенесено строительство пятого терминала аэропорта Чанги и нескольких станций метро.
Ученые с помощью 3D-моделирования показали, как коронавирус поражает легкие

…и подсчет доходов

Впрочем, любой кризис всегда дает бизнесу и новые возможности — если не заработать, то хотя бы минимизировать убытки.

Иногда, чтобы ими воспользоваться, даже не требуются существенные инвестиции. Например, в Индии, где больницы не всегда справляются с наплывом пациентов, планируют переоборудовать ряд простаивающих железнодорожных вагонов в мобильные изоляторы для больных с коронавирусом.

Некоторые крупные компании буквально за месяц успели освоить создание новых, востребованных на рынке продуктов. Так, General Motors в партнерстве с Ventec объявил о начале производства необходимых для борьбы с коронавирусом аппаратов для искусственной вентиляции легких (ИВЛ), которые можно использовать в домашних условиях. Переоснащение завода в Индиане, ранее ориентированного на производство автокомпонентов, уже идет. Поставки начнутся уже в мае, поскольку для производства будут использованы товары действующих поставщиков GM.
Максим Чащин,
директор дизайн-студии Национального центра
промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»
Пандемия коронавируса уже изменила привычную жизнь каждого человека. В общественном сознании буквально произошел щелчок: стало очевидно, что, когда плотность популяции мегаполисов зашкаливает, болезни распространяются моментально и могут одномоментно свалить большое число людей. Каждый стал еще сильнее задумываться о правилах личной и общественной гигиены.

Еще недавно я сам удивлялся, зачем люди в Японии, где чистый воздух и нет очевидных причин носить медицинские маски, надевают их регулярно. Теперь, скорее всего, маски войдут в моду не только в Азии, но и в Европе, США, России.

Пандемия сделала очевидным еще недавно неявный тренд заботы о своем и общественном здоровье. Каким будем наше общее будущее? Как мы будем жить в условиях регулярных эпидемий? Ответы на эти вопросы — повестка дня дизайнеров.

Промышленные дизайнеры, для которых главная задача — создавать удобные, функциональные и безопасные вещи, уже давно задумываются над этой проб­лемой. Пример тому — поезд «Иволга», который выпус­кается ТМХ. Вагоны поезда оснащены современной системой обеззараживания воздуха, протестированной во Всероссийском научно-исследовательском институте железнодорожной гигиены. Она убивает до 99% бактерий за счет встроенных в систему специальных ультрафиолетовых ламп и покрытых фотоактивным слоем на основе диоксида титана жалюзи защитных решеток, через которые воздух поступает в салон. Сейчас человечество озабочено повышением иммунитета к вирусам. Наверняка будут созданы технологии снижения жизнеспособности вирусов на поверхностях общественных зон транспорта и городской инфраструктуры.

В будущем поезда станут еще более безопасными, они буквально будут дезинфицировать сами себя. Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», один из партнеров которого — ТМХ, уже ищет новые способы обеззараживания окружающей среды. Впереди огромная совместная работа промышленных дизайнеров с химиками и технологами над составами различных покрытий, материалами, разными системами. Все наработки будут широко использоваться при создании транспорта будущего: вагонов пассажирских поездов, электричек, трамваев и локомотивов. Уверен, что новые решения перейдут и на автотранспорт, в первую очередь в каршеринг и такси.
Indian Railways объявила о разработке
Low-cоst аппарата ИВЛ
Indian Railways тоже не теряла времени даром. Компания объявила о разработке low-cоst (бюджетного) аппарата ИВЛ. Без учета стоимости компрессора и дополнительного электронного оборудования он будет стоить 10 000 рупий (около 130 долл.). Прототип уже проходит тестирование в Индийском совете медицинских исследований. Для сравнения: в России цена аппаратов ИВЛ (кислородных концентраторов) начинается от 100 тыс. руб., а в среднем составляет от 500 тыс. до 1 млн руб.

А Israel Railways и подрядчик SEMI вовсе могут быть «благодарны» коронавирусу. Пока поезда вынужденно простаивают из-за карантинных ограничений, они утвердили обновленный и ускоренный план работ по электрификации ряда железнодорожных дорог страны в соответствии со стандартом использования переменного тока с напряжением 25 кВ 50 Гц. Контракт оценивается в 139 млн долл. и включает надбавку за «срочность».
КОРОТКО
  • По оценкам ОЭСР, темпы роста мирового ВВП в 2020 году из-за коронавируса уже как минимум снизятся на 0,5 до 2,4%.  
  • Почти нигде в мире перевод на самоизоляцию не затронул чиновников, сотрудников правоохранительных органов, продающих подразделений крупных компаний.  
  • Первыми об использовании дронов для углубленной очистки вагонов заявили руководители метрополитена (MTR) Гонконга.  
  • Датский оператор железных дорог DSB пообещал увеличить число вагонов в составах, чтобы добавить пассажирам личного пространства.