Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Ставка на «PRO// Движение» : В ритме 1520

C 28 по 31 августа в подмосковной Щербинке прошел международный железнодорожный форум «PRO//Движение.Экспо 1520».

Автор текста и фотографий: Михаил Ермолаев
В нем приняли участие представители 37 стран, 700 предприятий и более 2 000 железнодорожников. На территории 4 000 кв. м были представлены разработки 212 экспонентов из Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Австрии, Чешской Республики, Румынии, Польши, Китая и, конечно, России.

В этом году салон открыла тестовая поездка беспилотной «Ласточки». Она плавно стартовала, сделала круг по испытательному кольцу ВНИИЖТа, снизила скорость и затормозила перед установленным на путях манекеном пешехода, после чего возобновила движение. Пассажирами поезда без машиниста стали заместитель председателя Правительства Российской Федерации Максим Акимов, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и другие почетные гости.

Настоящим хитом стала динамическая экспозиция, посвященная истории железнодорожного транспорта России. На протяжении всего мероприятия собравшиеся могли увидеть парад поездов – от самого старого сохранившегося поезда России серии «Ь», выпущенного в 1897 году, до самого мощного отечественного локомотива 3ТЭ25К2М, который способен перевозить 7 с лишним тысяч тонн груза. Каждая такая ретроспектива сопровождалась театрально-музыкальной репризой, иллюстрирующей непростой характер эпохи.

Не меньше внимания привлекала статическая выставка отечественной техники. Экспериментальный подвижной состав «Синара-Транспортные Машины», инновационные разработки Уралвагонзавода и Объединенной вагонной компании. Самой крупной и посещаемой стала экспозиция Трансмашхолдинга. Здесь была представлена самая разноплановая железнодорожная техника. Например, новейшая разработка ТМХ – рельсовый автобус РА3. Машина создана для неэлектрифицированных пригородных участков железных дорог и учитывает все современные требования к дизайну, безопасности и комфорту. Поезд развивает скорость до 120 км/ч, предусматривает 229 сидячих мест, оборудован подъемниками, инвалидными местами, кондиционерами с обеззараживателями воздуха, экономичным светодиодным освещением.


Особенно актуальной оказалась еще одна разработка ТМХ – двухосный маневровый гибридный локомотив. Необходимость приводить парк маневровых локомотивов к новым стандартам безопасности – одна из самых острых проблем сегодняшних предприятий, поэтому любая разработка в этой сфере встречается ими с особым интересом. Новый концепт ТМХ совмещает в себе двигатели внутреннего сгорания, аккумуляторные батареи, предусматривает перспективы использования водородной тяги. При этом есть возможность кастомизации тяговых элементов в зависимости от пожеланий заказчика. Разработка использует ряд цифровых решений с искусственными нейронными сетями (например, машинное зрение, обеспечивающее безопасность движения, или предиктивную аналитику, которая мониторит состояние узлов и агрегатов машины).

Внимание простых москвичей, посещавших выставку в субботу, было отдано пассажирскому салону новой «Иволги», которая будет курсировать по центральным диаметрам, и двухэтажным пассажирским вагонам Тверского машиностроительного завода, выполненным под концепцию РЖД «Вагон 2020».


Поговорите с роботом

Беспилотные поезда и искусственный интеллект были ведущими темами «PRO//Движение.Экспо 1520» этого года. Олег Белозеров отметил, что многие железнодорожники противятся внедрению новых технологий, так как опасаются, что машины полностью вытеснят человека. Однако волноваться, по мнению главы РЖД, не стоит. Беспилотные составы все равно будут требовать пристального внимания, а искусственный интеллект еще многому предстоит научить, так что специалистам работа найдется. Заместитель министра транспорта Владимир Токарев отметил, что для массового внедрения высоких технологий необходима юридическая база, а на каких принципах ее строить – решать производителям и разработчикам. Участвовавший в дискуссии генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа отметил, что для скорейшего роста стратегически важных направлений железной дороги необходимо наладить трансфер технологий между лидерами отрасли.

Цифровизация, роботизация, импортозамещение, беспилотные технологии – представителям отрасли было что обсудить. Научная программа выставки была не менее насыщена, нежели сама экспозиция. График конференций и круглых столов был настолько плотный, что многие мероприятия шли параллельно друг другу.

За короткий отрезок времени железная дорога сделала огромный рывок. То, что еще вчера нам казалось элементами «светлого будущего», сегодня уже неотъемлемая часть нашей жизни: поезда «Сапсан», МЦК, двухэтажные вагоны. Так же стремительно ворвутся в нашу жизнь беспилотники. Уже в 2021 году их планируют запустить по Московскому центральному кольцу. А в этом году на МЦК внедрят отечественную технологию регулирования интервального движения. Интервал движения поездов с 5–8 минут сократится до 4. Составы будут следовать на расстоянии 200–300 м друг от друга, а в перспективе цифры сократятся до 2 минут и 100 м.


Планируя светлое будущее, специалисты не забывали и о настоящем. В частности, о системе контрактов жизненного цикла, которая сейчас активно завоевывает постсоветское пространство. Например, в ГК «Локотех» уже сейчас внедрено более 20 цифровых решений для обеспечения стабильной работы подвижного состава. Это мониторинг состояния локомотивов в реальном времени, проекты «Умный локомотив» и «Цифровое депо», максимальная автоматизация деятельности компании.

Многие компании в данный момент обеспокоены тем, что в самое ближайшее время им придется практически полностью обновить маневровый подвижной состав. Старые локомотивы, бегающие еще с советских времен, не соответствуют современным нормам безопасности. Покупать же новые многим предприятиям просто не по карману. Такая ситуация требует участия не только промышленных предприятий и госорганов, но и производителей локомотивов, финансовых учреждений, ремонтников. В качестве решения проблемы ООО «ЛокоТех-Лизинг» предложило сообществу услугу – операционную аренду локомотивного парка. Она поможет компаниям избавиться от непрофильных активов, оптимизировать затраты на содержание парка и обновить его, избежав при этом серьезных вложений.
Есть контакт!

Помимо решения внутренних задач «PRO//Движение.Экспо» дало старт нескольким крупным международным проектам.

ОАО «РЖД» подписало меморандум о сотрудничестве с «Немецкой инициативой по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей в России». Документ оговаривает порядок проектирования и финансирования развития высокоскоростных дорог России, в частности магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Еще один амбициозный проект российских железнодорожников – построение глобального транспортного коридора между Китаем и Центральной Европой – готовы поддержать австрийские коллеги. Глава Австрийских железных дорог, генеральный директор ÖBB-Holding AG Андреас Матте заверил, что сейчас ведется активная работа для обеспечения возможности продления российской колеи 1520 до Вены.

Широкая колея – не единственный наш интерес в Европе. «Даже такой большой рынок, как российский, становится мал для отечественных международных компаний», – отметил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин. Он мал как для самих РЖД, так и для отечественных производителей подвижного состава. При этом у железнодорожной техники российского производства есть серьезный потенциал на международном рынке. Но для ее правильного продвижения требуется серьезная государственная поддержка, которую оказывает АО «Российский экспортный центр». В этом году для усиления этих мер запущена новая программа – «Корпоративная поддержка конкурентоспособности». Она консолидирует все доступные меры поддержки в один инструмент. В нее будет включаться не только субсидирование процентных ставок по кредитам, но и транспортные субсидии, поддержка в сертификации и аналогизации продуктов.

«Счастье для всех, и чтоб никто не ушел обиженным»

Прекрасным финалом выставки стал день открытых дорог. В субботу, 31 августа, познакомиться с достижениями отечественных железнодорожников мог любой желающий. Вход на выставку был бесплатный, а для детей организована специальная развлекательная программа с аттракционами, квестами, поездками на инновационной технике и даже возможностью самостоятельно поуправлять локомотивом.

Посетители могли посмотреть научно-популярные фильмы о развитии железных дорог России, послушать увлекательные лекции об истории паровозостроения, сфотографироваться с историческими персонажами XIX века, испытать себя в роли диспетчера огромного интерактивного макета железной дороги со сменой дня и ночи и возможностью управления как поездами, так и автотранспортом.

В этом году день открытых дорог «PRO//Движение.Экспо» посетило более 30 тыс. человек. Для сравнения: в прошлом году эта цифра едва достигала семи тысяч. Один из посетителей выставки не без досады отметил, что уже в течение многих лет регулярно посещает авиасалон МАКС, однако впервые добрался до подобного железнодорожного мероприятия. По его словам, посещение железнодорожного салона оказалось в разы интереснее привычного авиационного мероприятия. Безусловно, интерес к железной дороге за последние годы заметно вырос. И основная причина этого – в ее активном развитии, в наглядном результате внедрения инноваций и успешной реализации многих пассажирских проектов.