Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Мир! Дружба! Дизайн!

Одним из отражений эстетики и философии той или иной эпохи является промышленный дизайн. Система ценностей общества неизбежно находит свое воплощение во внешнем виде и функционале вещей. В конце минувшего года в Новой Третьяковке, в Москве, открылась выставка «Мир! Дружба! Дизайн!», посвященная истории промышленного дизайна в нашей стране начиная с послевоенных лет и до наших дней.

Мир! Дружба! Дизайн!

Одним из отражений эстетики и философии той или иной эпохи является промышленный дизайн. Система ценностей общества неизбежно находит свое воплощение во внешнем виде и функционале вещей. в конце минувшего года в Новой Третьяковке, в Москве, открылась выставка «Мир! Дружба! Дизайн!», посвященная истории промышленного дизайна в нашей стране начиная с послевоенных лет и до наших дней.
11 разделов выставки посвящены работам в авиации и космонавтике, автомобилестроении, вело- и мототехнике, водном транспорте, тяжелой технике, радиоэлектронике, оптике, предметах быта. Бэтмобиль, космический самовар, фоторужье и квадроцикл Калашникова — в масштабной экспозиции нашли свое место яркие проекты советских и российских специалистов.

Именно советские разработки в области транспорта и машиностроения заложили основы промышленного дизайна в нашей стране, определили его философию и характер. О том, как все начиналось, рассказала Ольга Дружинина, куратор выставки, директор по науке Московского музея дизайна: «1945 год стал определяющим для отечественного промдизайна, в частности для железнодорожного транспорта. Художник-конструктор Юрий Соловьев вместе с группой проектировщиков создал макет плацкартного вагона в натуральную величину, задав вектор развития пассажирского железнодорожного транспорта. Вагон был спроектирован совершенно по-новому. Были использованы современные материалы, разработана новая планировка. Профилированные кресла, полки, которые поднимались и опускались, легкие откидные столики, откидные лестницы, зеркала – все эти знакомые нам элементы вошли в интерьер вагона благодаря Соловьеву. Для своего времени это был прорывной проект».
Выставка «Мир! Дружба! Дизайн!» — шанс взглянуть на эволюцию отечественного промышленного дизайна
При большой пассажировместимости (54 места) Соловьеву удалось совместить в новом плацкарте удобство, эргономичность и дешевизну, удовлетворив запрос общества — стремление к комфорту и эстетике, а также растущую мобильность населения.

На выставке представлен конкурсный проект вагонов метро, разработанный в 1987 году специалистами ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана. С развитием городской инфраструктуры возникла необходимость пересмотра функциональных особенностей общественного транспорта, и конструкторы предложили для метрополитена четыре типа вагонов. Интерьер был спроектирован с учетом особенностей маршрута. Так, в поездах кольцевой линии пассажиры, как правило, едут на небольшие расстояния и редко садятся. В то же время кольцевая линия проходит почти через все московские вокзалы, а значит, целесообразно увеличить пространство для багажа за счет сокращения количества сидячих мест. К сожалению, проект не получил путевку в жизнь.
Уральский тягач-вездеход
В 60-х годах в сознание обывателя врывается идея покорения космоса. Успехи космической программы СССР стали важнейшими историческими событиями, повлиявшими на общественную мысль и, как следствие, на промышленный дизайн. В моду входят гладкие металлические поверхности и обтекаемые формы (к примеру, пылесосы, наручные часы завода «Ракета»). Среди экспонатов этого периода — самовар «Спутник», напоминающий миниатюрный луноход, и макет чаши для олимпийского огня Олимпиады-80, похожий на носовую часть космического аппарата.
Электрический самовар «Спутник» — советский дефицит и отличный образец дизайнерской мысли своей эпохи
В ХХI веке в обществе формируется запрос на универсальность. Железнодорожное машиностроение отзывается современными разработками, одну из которых представил в 2018 году Уралвагонзавод. Это уникальный тягач, его мощность позволяет перемещать до 20 порожних вагонов. Однако маневровые операции — не единственное достоинство. Машину можно снять с рельсов и использовать в качестве специальной техники (например, снегоуборочной машины, экскаватора, фронтального погрузчика, манипулятора и т.д.).
Эстетика сегодня
продается порой лучше,
чем функциональность
Эмоциональный дизайн — это еще одна черта современности, нашедшая свое отражение и в городском транспорте. Трехсекционный низкопольный трамвай УВЗ R1, представленный специа­листами «Уралтрансмаша» в 2014 году, — лучшее тому подтверждение. Черный уральский самоцвет в металлической оправе — именно так, по замыслу авторов, должен выглядеть трамвай современного уральского города. В народе проект в шутку прозвали «бэтмобиль» и «айфон на рельсах». Машина получилась эффектной: черный корпус, кабина с обратным углом наклона, салон, вмещающий 250 пассажиров, ступени с подогревом, поручни с антибактериальным покрытием — кажется, у трамвая есть все, чтобы стать образцом городского транспорта нового тысячелетия.
Проект подвижного состава образца 1987 года
Дарья Топильская,
генеральный директор Национального центра промышленного дизайна
и инноваций «2050.ЛАБ»:
Промышленный дизайн сегодня не просто придание предметам красивой формы. Мир, который нас окружает, должен соответствовать технологическим требованиям индустрии 4.0, новой промышленной революции.

Очень много новых смыслов мы вкладываем в привычные вещи. Нам уже недостаточно, чтобы самолет или поезд привозил нас из точки А в точку Б. Мы хотим, чтобы он заряжал наши гаджеты, на борту были развлекательная система и доступ в Интернет.

И мы хотим, чтобы внешний облик предметов, вещей, оборудования соответствовал этим новым смыслам, то есть чтобы форма соответствовала содержанию. В этом и есть ключевая ценность и основная задача промышленного дизайна.
Подобные проекты лишний раз подтверждают: промышленный дизайн больше чем просто безупречная визуа­лизация. Работа только над функциональностью в ущерб стилю лишает изделие способности отвечать на эстетические потребительские запросы своего времени. Согласитесь, эстетика сегодня продается порой лучше, чем функциональность.