Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!
Миссия

Найти и удержать
7 шагов
Креативный сотрудник способен находить нестандартные решения проблем, предвидеть тренды, выдавать яркие идеи. Работодателям с такими непросто, но их ценят. Ведь креативный капитал — важный ресурс компании, ее конкурентное преимущество. Какие методы развития креативности персонала применяют ведущие промышленные предприятия?
1 Конкурсы инноваций
ЧТО ЭТО?

В формате соревнования, защиты идей участники могут проявить свои творческие способности, самореализоваться. Такие конкурсы стимулируют развитие новаторских проектов, повышают мотивацию креативных сотрудников.

ГДЕ И КАК?


ГК «ЛокоТех» проводит молодежный инновационный конкурс «Точки роста».

В нем участвуют не только работники предприятий ООО «ЛокоТех-Сервис» и АО «Желдорреммаш» в возрасте до 35 лет, но и студенты университетов путей сообщения. За 5 лет было предложено 336 проектов. Победа в конкурсе — важный этап в карьере. В 2019 году лучшими стали бригадир СЛД Сальск-Грузовое Григорий Вербицкий и руководитель проекта по развитию производственной системы из аппарата управления филиала «Южный» ООО «ЛокоТех-Сервис» Евгений Емцев.

Они представили проекты, направленные на оптимизацию процессов сервисного обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, а также использование инновационных и цифровых решений в производственном процессе. По словам участников, подобные конкурсы дают вдохновение и силы для работы над новыми проектами.
2 Хакатоны
ЧТО ЭТО?

Термин произошел от двух слов: «хакер» и «марафон». Команды разработчиков (программисты, дизайнеры, менеджеры) работают над решением какой-либо проблемы и соревнуются между собой.

ГДЕ И КАК?


Горьковский автомобильный завод в 2018 году организовал хакатон GAZtech — конкурс IT-специалистов, в котором участвовали программисты и разработчики, заинтересованные в развитии инновационных технологий и автоматизации бизнес-процессов в машиностроении. Авторам самых креативных идей предложили работу на предприятиях ГАЗа. За главный приз боролись 11 команд молодых разработчиков. Организаторы считают, что хакатоны помогают развитию научно-технического творчества среди молодежи и расширению команды IT-специалистов.
3 Акселераторы
ЧТО ЭТО?

Система поддержки перспективных проектов и талантливых предпринимателей, изобретателей, разработчиков. Проект обеспечивается инфраструктурой, инвестициями, консультациями экспертов и PR-поддержкой.

ГДЕ И КАК?


«Северсталь» в 2019 году запустила проект Severstal SteelTech Accelerator — первый в России промышленный акселератор для стартапов в металлургической отрасли. Цель — поиск инновационных решений в промышленной сфере и их успешное интегрирование в производственный цикл компании. Также в «Северстали» появился первый в металлургической отрасли России корпоративный проект по акселерации внутренних инновационных инициатив — Severstal SteelTech Lab. Внутренний акселератор поможет аккумулировать креативные идеи, выявить и ускорить развитие стартапов, инициированных сотрудниками.
Юлия Забазарных,
партнер Kontakt InterSearch Russia
Работников предприятий машиностроения обычно не относят к так называемому креативному классу. Эта сфера скорее консервативна. Но тема развития креативности персонала для нее очень актуальна. Начнем с того, что сейчас происходит сращивание практически всех отраслей с IT, и машиностроение не исключение. В процессе цифровизации новые нестандартные решения требуются от всех сотрудников. Во многих компаниях создаются проектные офисы и проектные команды, а инженеры, конструкторы, проектировщики, менеджеры по производству активно участвуют в разработке решений. Еще одна точка приложения усилий — развитие продукта. От конструкторов особенно нужна креативность. К примеру, не так давно мы искали главного конструктора в крупную компанию, выпускающую коммерческое холодильное оборудование. От кандидата помимо глубоких технических знаний требовалась способность придумывать и разрабатывать агрегаты, которые были бы максимально эргономичными, красивыми и привлекательными, поскольку они устанавливаются в торговых залах магазинов, ресторанах и других публичных пространствах. От производственников тоже ждут креативного подхода. На этапе отбора креативность определяется как в процессе интервью, когда кандидат приводит примеры уже реализованных творческих заданий, так и в ходе выполнения кейсов по специальному заданию. Креативность, как правило, дается от природы, но ее можно развить, постоянно обучаясь новым методикам, пробуя новые подходы и участвуя в проектных командах.
4 Творческие кластеры
ЧТО ЭТО?

Специальные площадки для взаимодействия в едином пространстве творчески ориентированных бизнесменов, научных работников, программистов, технических специалистов.

ГДЕ И КАК?


Высшая техническая школа в партнерстве с Академией Ростеха в рамках творческого индустриального кластера «Октава» проводит образовательный цикл «Прорыв» для промышленных предприятий. Цель проекта — развитие креативного мышления персонала путем формирования проектно-ориентированных команд, способных к инновационной инженерно-управленческой деятельности. Команды погружаются в четырехдневный интенсив и разрабатывают с нуля инновационный продукт. Участники проекта проходят все этапы жизненного цикла изделия: маркетинг, дизайн и конструирование, производство, сборка и испытания. Программу «Прорыв» уже прошли более 3 тыс. молодых специалистов 132 ведущих отечественных компаний, среди которых КамАЗ, «Автоваз», «СИБУР», «Уралвагонзавод» и другие.
5 Воркшопы
ЧТО ЭТО?

Креативная форма группового обучения, где эксперты, мастера, профессионалы передают свой опыт в формате совместного с учениками решения практических задач.

ГДЕ И КАК?


Томский государственный университет и Томский политехнический университет под эгидой региональной администрации провели форум новых решений U-NOVUS 2019. В рамках мероприятия компания Clover Group организовала воркшоп «Data Science в промышленности: анализ данных для оценки состояния двигателя локомотива». Участники предложили сбор и анализ данных производить по пульсациям тока в цепи питания тягового электродвигателя постоянного тока, установленного на локомотиве. Система сможет принимать диагностические данные, записывать их, обрабатывать, хранить и передавать по беспроводному каналу.
6 Конференции
ЧТО ЭТО?

Участники обсуждают различные идеи, методы и технологии решения актуальных проблем.

ГДЕ И КАК?


Трубная металлургическая компания каждый год проводит молодежную научно-практическую конференцию, направленную на развитие талантов и творческих способностей молодых сотрудников. В результате до 80% инновационных предложений, выдвигаемых участниками, внедряется на производстве. Их экономический эффект уже исчисляется десятками миллионов рублей.

«Уралвагонзавод» раз в полтора года собирает Всероссийскую научно-практическую конференцию молодых специалистов имени главного инженера В.А. Андронова. Цель мероприятия — развивать нестандартное мышление, креативность и амбициозность нового поколения. Молодежь УВЗ стала авторами 40% новаторских предложений, внедренных в 2018 году. Экономический эффект от них оценивается в 3,3 млн руб.
7 Рационализаторское движение
ЧТО ЭТО?

Система развития и мотивации сотрудников, направленная на снижение издержек, внедрение современных технологий и получение экономической выгоды.

ГДЕ И КАК?


ГК «ЛокоТех» поддерживает рационализаторское движение на всех своих производственных площадках. В 2018 году на корпоративном портале «Генератор идей» было опубликовано 470 рационализаторских предложений, 217 из которых было успешно внедрено. Ожидаемый экономический эффект — 9,7 млн руб.
К примеру, в СЛД Тюмень в прошлом году было внедрено 22 рацпредложения. По инициативе работников были изготовлены различные уникальные приспособления, позволяющие ускорить отдельные операции по ремонту тягового подвижного состава.

На Ярославском электровозоремонтном заводе освоен ремонт тяговых электродвигателей ЭДУ-133Р
и ЭД-150АУ1 украинского производства. Раньше в России они не ремонтировались и просто работали до полного износа. Рационализаторы предложили новый подход к изготовлению катушки якоря этих двигателей. Ожидаемый экономический эффект составляет более 3 млн руб.

В 2019 году на Ростовском-на-Дону электровозоремонтном заводе внедрено рационализаторское предложение, позволяющее снижать материалоемкость ремонта вентилей защиты ВЗ-60. Суть идеи состоит в том, чтобы восстанавливать высоковольтные катушки, сокращая расходы на закупку новых. Экономический эффект оценивается в 1,3 млн руб.

На Магнитогорском металлургическом комбинате по итогам 2018 года суммарный экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений составил 453,6 млн руб. Всего было подано 5792 идеи, из которых 3872 были признаны рационализаторскими и подлежащими к внедрению. Большая часть идей затрагивает вопросы охраны труда и промышленной безопасности, энергоэффективности, а также экономии материально-технических ресурсов.