Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Тяга к прекрасному
Думаете, промышленный дизайн не пара железной дороге?
На самом деле, несмотря на всю свою консервативность и чопорность,
отрасль железнодорожного машиностроения всегда чутко реагировала
на требования эпохи.
Эволюция форм

«За последние 15 лет отношение к дизайну сильно изменилось. Это произошло за счет глобальных лидеров Apple, Google, Amazon, которые и лидерами стали во многом потому, что ставили дизайн во главу угла. Теперь все понимают, что дизайн важен и нужен, но многие по инерции воспринимают его как маркетинговый инструмент, декорацию. Другие игроки уже переходят на следующий уровень и видят, что дизайн — это стержень продукта», — говорит арт-директор Студии Артемия Лебедева Тимур Бурбаев.
Автомобиль
«Маруся Б1»
Фото: Евгений Биятов/РИА Новости
Наиболее продвинутым в этом смысле является автопром. Автомобильный дизайн играет ключевую роль по нескольким причинам. Во-первых, покупатель здесь в отличие от, например, железнодорожного транспорта – конкретный человек с уникальными вкусами, пристрастия­ми и предпочтениями. Во-вторых, в автопроме крайне высокая конкуренция. Российских дизайнерских решений на этом рынке пока немного. Самым известным, пожалуй, стал проект «Маруся Б1», который задумывался как недорогая спортивная модель в пределах 35–50 тыс. долл. На стальной раме, с полумонококом, двигателем «Рено-Ниссан» мощностью 250–300 л. с. и автоматической коробкой передач. Руководитель проекта «Маруся-Моторс» шоумен Николай Фоменко поручил создание дизайна модели B1 команде Глеба Визеля, при этом дал полный карт-бланш на разработку концепции. На начальном этапе работы команда сделала около полутысячи эскизов. Была задача, чтобы модель вобрала в себя характер всех известных спорткаров: «Корвета», «Феррари» и «Порше». Чуть менее чем через год был готов первый полноразмерный прототип, но в конце концов проект провалился. Российские разработчики прокладывают себе путь методом проб и ошибок.

Железнодорожное машиностроение живет по другим законам. Здесь изначально в приоритете была не красота и даже не удобство в использовании, а функциональные требования машины.
Первый паровоз Тревитика, 1804 год
Самый первый в мире паровоз, сконструированный в 1804 году английским горным инженером Ричардом Тревитиком, представлял собой простую платформу с паровым котлом и не предусматривал никаких удобств для машиниста. Но уже в середине XIX века паровой котел установили на дополнительные колесные тележки, появилась кабина, защищающая машинистов от непогоды. В результате этих преобразований сложился известный нам образ локомотива.

А с появлением поездов, работающих от двигателей внутреннего сгорания, топка и паровой котел исчезли, уступив впереди место полноценной кабине машиниста. Позднее конструкция стала симмет­ричной: появилась вторая кабина, чтобы локомотив можно было водить в обоих направлениях.
Претензий к плацкарту за 70 лет у пассажиров накопилось немало
Пассажирские вагоны тоже претерпели массу метаморфоз. От простой платформы до роскошных творений Джорджа Пульмана с персональными туалетными комнатами и удобными спальными местами.

В нашей стране самой распространенной и живучей оказалась концепция плацкартного вагона. Она была разработана еще в 1946 году Юрием Соловьевым, создателем и директором Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики. В последнее время предпринимаются попытки приспособить плацкарт к реалиям наших дней. В частности, есть проект студии «Иппиарт», созданный по заказу «Вагонреммаша», с обновленным интерьером и увеличенным «личным пространством» пассажира. За это студия получила престижную премию в области промышленного дизайна Red Dot Design Award 2019. Такие вагоны сегодня можно увидеть на маршрутах Москва – Анапа и Москва – Ростов-на-Дону.
Владимир Пирожков,
промышленный дизайнер
В России все транспортные задачи решаются с помощью железной дороги. При этом отрасль недо­оценена и во многом консервативна. Дизайн в железнодорожном машиностроении на уровень ниже, чем в автомобиле- или самолетостроении. Когда я начал работать с железной дорогой, был поражен ее кондовостью. Чувствовал себя хирургом со скальпелем в лавке мясника, где рубят топором. Я пришел из другого мира, где важен каждый микромиллиметр.
Сооснователь и арт-директор студии «Иппиарт» Дмитрий Назаров уверен, что путешествие в поезде можно сделать комфортнее, но для этого необходимо менять устоявшиеся стандарты. «Мы могли бы делать гораздо более удобные и безопасные вагоны, если бы у нас были поле для деятельности, возможности работать с конфигурациями, — считает он. — Сейчас отрасль зарегламентирована различными ГОСТами и СанПиНами. Они лишают отечественный продукт гибкости».

Актуальна эта проблема и в случае с дизайном локомотивов. Директор Art Up Studio Алексей Кутяев, который разрабатывал дизайн по заказу «Уральских локомотивов», рассказывает: «Мы хотели придать локомотиву красивую обтекаемую форму, близкую по своей природе к капле, старались сделать боковые контуры едиными с лицевой частью, так чтобы модель приобрела целостность. Однако по ГОСТам требовалось, чтобы двери обязательно были в боковой части, что никак не согласуется с современным дизайном». Похожую историю рассказывал и известный промышленный дизайнер Владимир Пирожков, который сейчас работает над дизайном гибридного локомотива по заказу «Трансмашхолдинга».
Сергей Смирнов,
директор SmirnovDesign, директор центра исследований и разработок
Академии им. Строганова
Промышленный дизайнер — это системный инженер с глубокими компетенциями в эстетике, психологии, экономике и других науках. Это межотраслевой интегратор, который увязывает между собой архитектуру, или внешний облик объекта, со всеми его внутренними функциями и системами. Ему необходимо обладать как художественным вкусом, так и инженерной мыслью. Промышленный дизайн — это такая сфера, где художественный талант двигает инжиниринг. Скажу больше: из дизайнера можно сделать конструктора, а вот из конструктора дизайнера — сложно.
Инженер или художник

Что же такое промышленный дизайн: визуальное искусство или чудо инженерно-конструкторской мысли? Помимо внешнего вида изделия на стадии разработки концепта необходимо учесть все особенности использования, позаботиться о безопасной и удобной эксплуатации. Зачастую эстетика и качество изделия идут рука об руку.

Современный потребитель стал достаточно искушен в вопросах внешнего вида продукции. Это относится и к B2B-индустрии. В XXI веке важны не только технические характеристики, но и образ бренда на рынке, а также имидж компании. Такой подход изначально был свойственен японским компаниям, но сегодня его разделяют многие европейские, американские и российские производители. В случае с локомотивом большое внимание уделяется, например, эргономике и функциональности кабины машиниста. Это не только вопрос удобства для персонала, но и залог повышения производительности труда и снижения рисков безопасности движения. В этом смысле грамотный дизайн помогает решать бизнес-задачи.
Чтобы разработать жизнеспособную концепцию, дизайнеру порой необходимы знания в самых неожиданных областях, например в социологии. Это наглядно демонстрирует опыт SmirnovDesign. Бюро разрабатывало концепцию интерьера и ливреи для двухэтажного поезда канадской компании Bombardier, проектируемого для российских железных дорог. Дизайнеры изучали быт, ментальность, привычки пассажиров. На основе этих исследований студия подготовила эскизы разных типов вагонов: экономкласс, купе, бизнес, ресторан. Были выбраны три класса отделки и соответствующие им цветовые решения.
По другому проекту шла разработка образа скоростного пригородного поезда к Олимпиаде в Сочи. Требовалось подобрать материалы и цветовые решения. Была создана концепция поезда — холодного снаружи (зимняя Олимпиада) и теплого внутри (жаркий Сочи). В итоге проект Bombardier в конкурсе не победил. РЖД отдали предпочтение разработкам Siemens.
Честный дизайн ставит во главу угла функциональность изделия
ТИМУР БУРБАЕВ,
арт-директор
Студии Артемия Лебедева
В настоящее время дизайн находится в процессе постоянных изменений. Он становится междисциплинарным, добавляется масса новых разнопрофильных задач, решить которые одному человеку не под силу. Ему в помощь, как и в других отраслях, приходят компьютерные технологии, 3D-печать, цифровая симуляция, искусственный интеллект.
Математическая грациозность

Эра высокоскоростных поездов породила обтекаемый стиль, позаимствованный у самолетов. Локомотив и вагоны становятся единым целым, а поезд своей формой напоминает сигару или веретено. Максимальная обтекаемость и аэродинамика — ключевые тенденции в развитии железнодорожного транспорта. Например, в Японии конструкторы сверхскоростных поездов воссоздали форму клюва зимородка. Таким образом они избавились от оглушительного хлопка, возникавшего при выезде поезда из тоннеля.
Проект промышленного тепловоза студии Forma
Еще один современный тренд — минимализм, или, как его еще называют, честный дизайн. Этот подход ставит во главу угла функциональность изделия. Форма и размер мобильного телефона, разработанного в рамках такой концепции, определяются его техническими характеристиками. Самый известный пример подобного подхода — iPhone, в котором внешний вид полностью определен функционалом. Ни одной лишней линии, которая была бы сделана для красоты. Изделие становится гармоничным, потому что облик задан математикой, направленной на достижение максимума возможностей.
ГЛЕБ ВИЗЕЛЬ,
индустриальный дизайнер
Если вы не знаете, как работает вещь, то никогда не сделаете ее хорошо. Нужно быть технологом, конструктором, потребителем того, что разрабатываешь. При этом редко кто из дизайнеров является узконаправленным специалистом. Он может работать с автомобилем, станком, бытовой техникой и каждый раз должен проходить через все ипостаси существования продукта. Только так можно сделать вещь, которая удовлетворит пользователей. Дизайнер может не уметь крутить болты и ни разу в жизни не спускаться в мастерскую и не пачкать рук машинным маслом. Но при этом он в деталях знает специфику технических объектов, разбирается в их документации. Он может ходить на этюды, рисовать эскизы, но в голове у него всегда есть ящичек для технических знаний. Если его нет, то это не дизайнер, а дилетант, который будет делать абсолютно неупотребимые в реальной практике вещи.
Этот тренд, реализованный во внешнем виде смартфонов и скоростных поездов, проявляется и в новых конфигурациях локомотивов. Проект промышленного тепловоза ТЭМ8 студии Forma получил премию Red Dot Award 2018. В качестве прототипа взят «дедушка» ТЭМ7А, перемещающий вагоны с 1973 года. Главная пользовательская проблема этой модели в огромном капоте, который серьезно затрудняет наблюдение за дорогой. Из-за такой компоновки бывалые железнодорожники в шутку называют его «беззадый». Для улучшения обзора и, как следствие, безопасности движения питерские дизайнеры предложили разделить капот на две части уменьшенной длины, а кабину машиниста — расположить между ними, при этом значительно увеличив площадь остекления. Правда, в серию модель так и не пошла.
АННА ОРЛОВА,
заместитель генерального директора по стратегии и продукту ПАО «НПК ОВК» — исполнительный директор ООО «ВНИЦТТ»
Железная дорога долгое время была слишком консервативна по отношению к внешнему виду грузового подвижного состава, даже к его цветовой окраске, поэтому вопрос промдизайна был не особенно актуален. Затем произошло определенное смягчение нормативного регулирования, и сейчас большинство заказчиков предпочитают иметь вагоны, которые можно идентифицировать по изготовителю или собственнику. Основные критерии, на которые ориентируется покупатель и вагоностроитель вслед за ним, — это надежность и безопасность эксплуатации, а также цена вагона. Сегмент грузового вагоностроения в этом смысле специфичен: здесь нет пассажиров, зато есть жесткие правила эксплуатации и безопасности, погрузки-выгрузки, способы сортировки и обработки вагонов на станциях. Но эти правила определяют и внешний вид вагона: разработчики предусматривают размеры лестниц, поручней и подножек для обслуживающего персонала, оптимально размещают оборудование, соответствующее текущей инфраструктуре и обеспечивающее удобство доступа к его осмотру. А в итоге получается высокоэффективный и эстетически привлекательный вагон.
Дизайн для человека

Забота о конструкторских решениях не снимает с дизайнера задачи придавать продукту собственный характер, который выделит его из ряда похожих изделий.

В 2012 году отдел промышленного дизайна Студии Лебедева по заказу конструкторского бюро «Горизонт» начал разрабатывать проект легкого вертолета «Скаут». Стояла задача создать экстерьер и интерьер вертолета, интерфейс аэронавигационного экрана, которые подчеркивают главную идею «Скаута» — простоту и доступность полетов. Заказчик обозначил ассоциативный ряд, описал атмосферу и впечатления, которые должны возникать при виде машины. Как в любом сложном проекте, разработчикам пришлось столкнуться с рядом сложностей. После продува макета в аэродинамической трубе выяснилось, что на некоторых скоростях корпус начинал сильно вибрировать. Пришлось скруглить нос, убрав скос в передней части машины. Работа заняла 3 года, но и результат оказался не рядовым. Проект получил две награды: Red Dot Design Award 2017 и IF design awards 2017.
Легковой вертолет «Скаут»
В 2018 году компания «Русская механика» запустила производство нового снегохода «Вектор-1000» (Frontier 1000). У предприятия уже было готовое конструкторское решение, которому требовалось придать современную прогрессивную визуализацию, сохранив при этом все технические характеристики. За помощью обратились в бюро промышленного дизайна «Масштаб» и дали всего полгода. Дизайнеры провели масштабный анализ и изучили все топовые снегоходы за последние 18 лет: их экономику, структуру, особенности, функционал. Новый снегоход, показанный в ноябре 2018 года, произвел очень позитивное впечатление на журналистов. Они отметили узнаваемый образ, который не смотрится как набор цитат дизайнерских решений других производителей. Но особенно приятно разработчикам было узнать, что новый облик снегохода вдохновил самих производителей. Инженеры и рабочие стали с большим воодушевлением подходить к работе с «Вектором-1000».
Снегоход «Вектор-1000»
(Frontier 1000)
Мы живем в эпоху радикальных перемен во всех областях. Сегодня промышленные дизайнеры перестают быть актерами второго плана, а сам дизайн уже не воспринимается как красивое приложение к продукту. Он напрямую влияет на капитализацию компаний и становится важной частью производства.
МАКСИМ ЧАЩИН,
промышленный дизайнер
В Советском Союзе было одностороннее понимание технической эстетики. Она должна была повышать безопасность и производительность труда (например, регламентировать движения токаря, чтобы он мог выточить максимальное количество болванок за смену, определять цвет потолка в цехе для перевыполнения плана). Но потом возникла задача не отстать от Запада и выпускать изделия, которые будут соответствовать современным образцам, в том числе по внешнему виду. Именно поэтому появился Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, который занялся промышленным дизайном. Скоро стало очевидно, что это не украшательство, а создание конкурентных преимуществ товаров. Сейчас весь бизнес крутится вокруг дизайна.
5 ЗАДАЧ
которые решает промышленный дизайн
➊ Функциональность
Продукт с широким спектром применения будет всегда востребован.
➋ Удобство
Любая вещь создана для человека. Удобство — главный фактор, определяющий ее ценность.
➌ Лаконичность
Чем меньше излишеств, тем больше места для полезных опций.
➍ Индивидуальность
Узнаваемость — лучшая этикетка, даже для локомотива.
➎ Эстетика
Красивая вещь — имидж компании и лояльность клиентов.
Объединенная судостроительная корпорация

В судостроении промышленный дизайн играет важную роль, ведь в море мелочей не бывает, и дизайн здесь — вопрос не только моды и эстетики, но также удобства и безопасности. Недаром президент ОСК Алексей Рахманов отметил, что повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой корпорацией, невозможно без изменения подходов к дизайну, внешней и внутренней архитектуре кораблей и судов. Он предложил провести внутри ОСК открытый конкурс по всестороннему дизайну продуктов, планируемых к запуску в производство.
Несколько лет назад в ОСК провели конкурс дизайнерских идей в российском судостроении «Строим флот сильной страны». Целью мероприятия было привлечение инновационных решений гражданских дизайнерских бюро, формирование нового образа современного флота. В перспективе взаимодействие по вопросам промдизайна планируется с научно-образовательным центром мирового уровня «Морские науки, технологии и регио­нальные экосистемы», который будет создан на базе Севастопольского гос­университета. ОСК станет индустриальным партнером центра.
Челябинский трубопрокатный завод

Команды ЧТПЗ седьмой год участвуют в чемпионатах международного движения WorldSkills. Одной из конкурсных компетенций является инженерный дизайн: молодые профессионалы успешно демонстрируют навыки инженерного проектирования и визуализации по чертежам и эскизам промышленных изделий и механизмов. Творческий подход вырабатывается благодаря созданной на предприятии атмосфере.

Цех «Высота 239» выиграл престижную премию Best Building Awards и был признан «Лучшим домом года». Украшением металлургического цеха стал настоящий японский сад, для создания которого потребовалось 20 т песка, 33 камня и 12 сакур. На заводе построена столовая в виде трубной заготовки, стены изготовлены из высокопрочного стекла.
На Первоуральском новотрубном заводе (входит в состав ЧТПЗ) построено уникальное сооружение — учебный центр площадью 5 тыс. кв. м. Еще один новый объект промышленного дизайна — электросталеплавильный комплекс «Железный Озон 32».

Стены заводских цехов предприятий ЧТПЗ покрашены в яркие цвета. Только за один год на обновление 40 старых зданий было потрачено 170 т специальной норвежской краски. Приятные оттенки создают позитивное настроение и положительно влияют на производительность труда. Благодаря промышленному дизайну на ЧТПЗ появился новый термин — «белая металлургия». Из чертежей и эскизов родилась целая философия.
«Транспортные системы»

Компания основана в 2013 году и специализируется на разработке городского электротранспорта. Пример нового подхода к промышленному дизайну — трамвай «Львенок». Оригинальный дизайн выражен в оформлении элементов светотехники. Узкие горизонтальные линии ходовых огней доминируют в общей композиции. При этом модульная светотехника уходит на второй план, располагаясь в нижней части экстерьера. Дизайн получился свежим, запоминающимся и выгодно отличающимся от конкурентов. Помимо экстерьера «Львенок» интересен оригинальным дизайном интерьера кабины водителя. Главной идеей является центральная часть пульта с информационными мониторами, плавно перетекающая в боковые обшивки. Основные органы управления трамваем перенесены на подлокотники кресла водителя.
КамАЗ

Завод активно работает над созданием современного дизайна своих автомобилей, поскольку считает это важным для выпуска конкурентоспособной продукции. Первая модель нового семейства тягачей поколения К5 — КамАЗ-54901 — имеет оригинальное оформление передней части и особый интерьер. Дизайн кабины современный и необычный, с горизонтальными линиями на переднем щитке и хищными раскосыми фарами. Премиальный грузовик был представлен на выставке «Комтранс», участники которой высоко оценили дизайн автомобиля.
Новая модель спортивного грузовика КамАЗ-43509 тоже соответствует актуальным трендам: современный агрессивный дизайн, рубленые и клиновидные формы. Новые визуальные элементы символизируют стремительное движение, искры и обломки препятствий, разлетающихся от движущегося на высокой скорости автомобиля.

Удачным с точки зрения промышленного дизайна оказался и новый арктический вездеход «КамАЗ-Арктика». Это совместный проект завода, Московского политехнического университета, НТЦ «Промышленный дизайн» и МГТУ им. Баумана. Яркие и теплые цвета будут особенно уместны в суровом арктическом климате.

Дизайнерский стиль КамАЗа найдет отражение не только в автомобилях, но и в облике города. Так, по инициативе мэрии Набережных Челнов новая школа, которая строится в год 50-летия градообразующего предприятия, будет оформлена в камазовском стиле, школьный двор украсит заводской грузовик.
«Трансмашхолдинг»

На Международном инновационном форуме пассажирского транспорта SmartTRANSPORT в июне 2019 года ТМХ представил макет вагона для мет­рополитена Санкт-Петербурга. Новейшие технологии придают поезду футуристический вид. Вагон сделан без углублений и выступов, имеет обтекаемую динамичную форму. На внешней поверхности будут расположены светодиодные элементы, на лобовом стекле — светящаяся эмблема метрополитена.

Интерьер создавался при участии специалистов Европейского дизайнерского бюро, которые приезжали в Петербург, чтобы прочувствовать дух Северной столицы. Дизайнеры постарались сделать так, чтобы не возникло диссонанса между подвижным составом и достопримечательностями города. Поэтому при входе в вагон можно увидеть своды арок, напоминающие развод­ные мосты. Внутреннее убранство отражает особенности архитектуры города. Изгибы поручней выполнены в стиле ар-деко и напоминают арки мостов Петербурга.
В начале августа ТМХ представил макет новой модификации электропоезда «Иволга», спроектированной для Московских центральных диаметров. Дизайн «Иволги» — единство функцио­нальности и эстетики. Он воплощает мировые представления о современном городском транспорте. Каждая деталь интерьера служит потребностям пассажира, делая пространство удобным и эргономичным. Экстерьер гармонично сочетается с элементами городской среды и транспортной инфраструктуры.