Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Мощный и ещё мощнее

У многих в загородном доме или на даче есть тележка, используемая для хозяйственных нужд. Но мало кто задумывался над поразительным фактом: примерно за 7 тыс. лет службы этого транспортного подспорья человеку его конструкция мало изменилась. Все те же два или четыре колеса, водило или ручки, оси, рама и надстройка. Незначительно менялся внешний вид колес, появились шины — вот, пожалуй, и вся эволюция. Ненамного преобразился внешний вид и у более солидного транспортного средства — гужевой телеги.
Зато тяговый подвижной состав прошел колоссальный путь развития за смехотворный по сравнению с историей колеса срок. Первые паровозы, которым через несколько лет исполнится два столетия, имели служебный вес порядка 5 т и мощность примерно 40 лошадей. Мы решили составить небольшую подборку самых мощных локомотивов, созданных инженерной мыслью человека в разных странах.
П38, СССР
Самый тяжелый советский паровоз так и не получил своей серии и вошел в историю под проектным номером, который был присвоен ему Коломенским паровозостроительным заводом. Считается, что за 1954–1955 годы их выпустили 4 штуки, однако фотодокументально подтверждено существование только П38-0001 и П38-0002. В 1956-м в СССР
строить паровозы перестали, поэтому работу над этой моделью тоже прекратили.
38,23 м
длина
380 т
вес
3800 л. с.
сила
85 км/ч
скорость
Фото: из архива музея ОАО «Коломенский завод»
Big Boy, США
Объединенная Тихоокеанская железная дорога (Union Pacific) присвоила этой машине класс 4000. Было и имя собственное — Wasatch, в честь хребта Уосатч в штате Юта. Раньше, чтобы преодолеть этот перевал, поезду весом 3600 т приходилось отправлять состав с двойной тягой и третьим паровозом-толкачом сзади, который потом отцепляли. Времени на всю эту процедуру уходило много, поэтому дорога решила заказать локомотивы помощнее.

Как гласит легенда, когда первый паровоз находился в сборочном цеху, кто-то мелом написал на нем спереди Big Boy (по-русски — «Здоровяк»), вероятно, выразив тем самым свое уважение исполину. Меткое выражение всем понравилось и закрепилось. Всего с 1940 по 1944 год было выпущено 24 таких паровоза. И они почти два десятилетия исправно таскали грузовые составы весом до 4040 т, пока в 1959 году им на смену не пришли более современные локомотивы.
40,5 м
длина
456 т
вес
6 290 л. с.
сила
130 км/ч
скорость
Фото: AKG Images/Arkivi
BR45, Германия
Первые два образца самого мощного паровоза немецких железных дорог были построены Henschel в 1936 году. Затем изготовили партию в 26 единиц. Предусматривался выпуск третьей серии в 103 машины. Однако в 1941 году германское паровозостроение было переориентировано на выпуск военных паровозов, максимально упрощенных и предназначенных для блицкрига.

BR45 водили тяжелые ускоренные грузовые и скорые пассажирские поезда. Трехцилиндровый локомотив мог держать максимальную скорость даже на холмистой местности, имел самую большую среди немецких машин топку 5,04 кв. м — топить приходилось двум помощникам машиниста.
25,64 м
длина
127 т
вес
2800–3020 л. с.
сила
85 км/ч
скорость
Фото: Carl Bellingrodt, Slg. Helmut Brinker
Е03/BR103, Германия
Культовый электровоз федеральных железных дорог Западной Германии впервые был представлен на международной транспортной выставке в Мюнхене в 1965 году. Первоначально имел серию Е03, которая с переходом на цифровую систему обозначений получила наименование 103. В 1965–1971 годах этот локомотив был основной тяговой единицей для вождения в Германии трансъевропейских экспрессов с вагонами исключительно первого класса. Затем водил экспрессы «Интерсити».

19,5 м
длина
114 т
вес
7 440 кВт
и 10 115 л. с.
110 км/ч
скорость
Фото: Alamy/ТАСС
HXD2, Китай
Выпускается с 2004 года Датунским электровозостроительным заводом в Китае совместно с французской компанией Alstom. Первоначально имел серию DJ4-6000. Предназначен для тяги тяжелых грузовых поездов, в том числе на углевозной магистрали Датун — Циньхуандао. На момент создания считался одним из самых мощных электровозов в мире. В 2010-м Белорусские железные дороги заказали 12 электровозов серии HXD2 на сумму 100 млн долл., там они были переименованы в БКГ1. В 2014 году завод выпустил модернизированный вариант HXD2F с осевой нагрузкой до 30 тс, который официально получил имя «Супер Геркулес».
35,55 м
длина
184 т
вес
10 000 кВт
и 13 000 л. с.
120 км/ч
скорость
Фото: 慕尼黑啤酒/Wikipedia.org

ВЛ85, CCCP

Грузовой магистральный электровоз переменного тока напряжения 25 кВ выпускался в период 1983–1994 годов и считался одним из мощнейших в мире. Всего их было изготовлено 272 единицы. Две буквы в аббревиатуре — это инициалы Владимира Ленина. Но есть у локомотива и более шутливое название — «Крокодил» (видимо, за характерный зеленый цвет).
45 м
длина
288 т
вес
7 440 кВт
и 13 437 л. с.
110 км/ч
скорость
Фото: Евгений Недеря/Фотохроника ТАСС