Наша рассылка позволит вам оперативнее узнавать о том, как меняется железнодорожный мир!
Вы будете получать уведомления о публикации новых статей
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подпишитесь на нашу страницу в Facebook!

Выбор есть!

Министерство промышленности и торговли РФ выпустило каталог отечественной продукции в области аддитивного производства за 2019 год. Список современной высокотехнологичной российской продукции будет регулярно обновляться.
Каталог уже содержит порядка 70 позиций и отражает актуальный статус по производимым российскими организациями 3D-принтерам, а также металлическим и полимерным материалам. По каждой позиции указываются технические характеристики, производственные возможности и индивидуальные уникальные особенности выпускаемой продукции.
Денис Мантуров,
министр промышленности и торговли Российской Федерации
Сегодня мы видим устойчивую тенденцию снижения цен на аддитивное оборудование благодаря выводу новыми игроками на рынок большого количества современных и доступных промышленных систем. По экспертной оценке, на конец 2018 года мировой рынок аддитивных технологий, состоящий из продуктов и услуг, составил около 9 млрд долл. В то же время российский рынок аддитивного производства, включающий оборудование, материалы, услуги, различные НИОКР, несмотря на не столь значительные абсолютные показатели, демонстрирует ежегодный рост около 20% и на конец 2018 года составил порядка 4,5 млрд руб.
За последние два года произошел ощутимый скачок развития отечественных компетенций в сфере промышленного аддитивного оборудования. Было произведено более 40 промышленных и 5 тыс. настольных 3D-принтеров, что позволило значительно снизить ежегодную зависимость от импортных поставок в общем объеме закупок. В целом объем производства отечественного гражданского и промышленного аддитивного оборудования в России по сравнению с 2011 годом в денежном выражении вырос в 20 раз и достиг отметки 760 млн руб. в год, а импортозависимость за период 2001–2018 годов снизилась с 96 до 60%.
Кроме того, уже состоя­лось открытие первых отраслевых инжиниринговых центров аддитивных технологий, оснащенных отечественным оборудованием, в частности, на базе государственных корпораций «Роскосмос» и «Ростех», а к 2020 году в Новоуральске планируется открытие центра аддитивных технологий «Росатома».

Фабрики будущего

В 2035 году объем экспорта отечественной продукции,
полученной с использованием цифровых технологий,
может дойти до 800 млрд руб.
Такой прогноз прозвучал на первом заседании комитета по транспортному машиностроению Союза машинострои­телей России. «Реализуемые инициативы в области цифровизации станут источником дополнительного увеличения прибыли и расширения клиентской базы предприятий транспортного машиностроения», — считает первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. Также он подчеркнул важность автоматизации производств и создания так называемых фабрик будущего, которые будут комплексно и быстро проектировать и производить конкурентоспособную продукцию нового поколения.

Председатель комитета — генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа отметил, что законченного внедрения элементов машинострое­ния 4.0 нет ни у одной компании в мире. По его словам, необходимо обеспечить прорыв и ускориться, чтобы достичь соответствующего уровня. Основной вопрос заключается в том, чтобы разумно и быстро внедрять лучшие практики. Он наметил несколько областей для сотрудничества: развитие цифровых технологий, расширение экспортных возможностей, кооперация между предприятиями в области промышленного производства, организация финансирования и взаимодействие с государством по этому вопросу, а также нефинансовые методы господдержки.

Своя «цифра» ближе к телу

ОАО «РЖД», госкорпорация «Ростех» и ВЭБ.РФ подписали дорожную карту
по созданию российской высокотехнологичной продукции
для железнодорожной отрасли.
Cотрудничество позволит максимально оперативно внедрить современные цифровые решения в инфраструктуру железных дорог. Это будет способствовать достижению целей национального проекта «Цифровая экономика» и решению задач по импортозамещению. «Ростех» уже создал эффективные, надежные, киберзащищенные и конкурентоспособные по цене продукты, которые будут адаптированы для нужд ОАО «РЖД», — прокомментировал индустриальный директор радиоэлектронного кластера госкорпорации «Ростех» Сергей Сахненко.

Согласно дорожной карте, высокотехнологичные продукты и решения радиоэлектронного кластера «Ростеха» пройдут испытания и тестирование на предприятиях железнодорожного транспорта. Оборудование, успешно прошедшее испытания и тестирование, в дальнейшем может быть закуплено ОАО «РЖД» с возможным привлечением финансирования государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Наиболее перспективными направлениями сотрудничества сторон могут стать российские цифровые решения в области автоматизированных систем управления, IT и телекоммуникационного оборудования, робототехники и управления устройствами промышленного Интернета, гарантирующие высокий уровень информационной безопасности.

Ремонт с умом

«Время простоя локомотивов на ремонте может быть сокращено на 75%,
если в комплексе внедрять инициативы по цифровизации», — считает
генеральный директор Ctrl2Go и член совета директоров «ЛокоТеха»
Алексей Белинский.
В 2016 году ГК «ЛокоТех» объя­вила конкурс на решение, которое позволило бы предсказать поломки локомотивов, отказ оборудования между плановыми ремонтами. По итогам была выбрана российская компания Clover Group, которая предоставила работоспособный прототип и доказала, что с помощью больших данных сможет предсказывать поломки оборудования.

Благодаря внедрению решения Ctrl@maintenance удалось сократить непроизводительные простои локомотивов до 22%. В настоящее время проект реализуется в ГК «ЛокоТех» и обеспечивает «умное» обслуживание почти трети всего локомотивного парка РЖД (7,5 тыс. локомотивных секций) в 59 сервисных депо. «Если комплексно интегрировать в процессы остальные разработки группы, то время простоя локомотивов на ремонтных работах может быть в совокупности сокращено в четыре раза», — уверен Алексей Белинский.

Пять столпов инноваций

В конце июля на Новосибирском электровозоремонтном заводе состоялось очередное заседание Совета по взаимодействию ОАО «РЖД» с предприятиями транспортного машиностроения.
Железнодорожный холдинг за последние 10 лет заказал свыше 5 тыс. локомотивов, и задачи по повышению качества и ритмичности заводских видов ремонта остаются крайне актуальными. Говоря о перспективных моделях тягового подвижного состава, генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров подчеркнул, что компании необходимы локомотив с улучшенными потребительскими качествами и цифровые решения при его эксплуатации и обслуживании. В частности, на базе проектов «Умный локомотив» и «Доверенная среда локомотивного комплекса» предстоит перейти на малолюдные и безлюдные технологии и полностью цифровое управление процессами жизненного цикла локомотива.

По мнению заместителя генерального директора ОАО «РЖД» — начальника Дирекции тяги Олега Валинского, чтобы совершить качественный технологический скачок, необходимо уже в ближайшие годы цифровизировать все основные процессы в локомотивном комплексе. «Сегодня мы видим локомотив как ключевой элемент интеллектуальной системы движения поездов. Он должен стать единым центром сбора информации не только о себе самом, но и о железнодорожной инфраструктуре и других локомотивах», — добавил заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа отметил, что многие элементы цифровой среды, такие как «цифровой двойник изделия», внед­рены и работают на ремонтных предприятиях ТМХ, однако пока не увязаны в единый комплекс. «На следующий год в рамках перехода к цифровой экономике локомотивного комплекса мы планируем автоматизировать постановку локомотива на ремонт с автоматическим выбором оптимального депо, внедрить автоматический контроль исправности систем локомотива после ремонта и ряд других технологий», — проинформировал он.

Кроме того, ОАО «РЖД» создает сеть инновационных площадок для привлечения технологичных компаний по всей России. «Как мы надеемся, это будет способствовать формированию новых научных и производственных связей. Прошу активнее включаться в эту работу», — отметил Олег Белозеров. Первая региональная инновационная площадка открылась месяцем ранее в Санкт-Петербурге. Всего в 2019 году, как ожидается, их появится пять. По итогам работы пилотных площадок в конце года будет проведен анализ их эффективности для последующего принятия решения о развитии сети по всей стране.

Без провода

Холдинг «РЖД» и структура «Ростеха» будут развивать технологии
в сфере «интернета вещей» (IoT).
ООО «РЖД-Технологии» (проектный офис цифровой трансформации ОАО «РЖД») и АО «РТ-Инвест» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех») подписали меморандум о намерениях по созданию специализированной совместной компании — Центра разработки устройств сети LPWAN XNB и технологий в сфере «Интернета вещей» для российской транспортно-логистической отрасли. Совместная компания займется разработкой и продвижением отечественных технологий в сфере железнодорожных перевозок: созданием инновационного цифрового оборудования, интеграцией решений IoT с существующими системами железнодорожного транспорта, повышением отраслевых компетенций и экспортного потенциала. Кроме того, в рамках сотрудничества планируется учредить венчурный фонд, миссией которого станет развитие компаний — лидеров промышленного «Интернета вещей» и транспортной телематики, поддержка стартапов и подготовка кадров.

Ключевые задачи совместного предприятия — импортозамещение и обеспечение безопасности при решении национальных задач по цифровизации и автоматизации транспортно-логистических процессов. Отечественные устройства сети LPWAN XNB и технологии на базе IoT обеспечат эффективную систему мониторинга железнодорожных перевозок: контроль состояния путей и элементов подвижного состава, температуры рельсов, обрыва или обледенения контактной сети, мест пересечения с автомобильными дорогами и т.п. Разработки будут применяться и для регулярного отслеживания параметров состояния груза: давления, температуры, герметичности, передачи GPS/ГЛОНАСС-координат, оперативной сигнализации, сохранности пломб.